Словарь античности

ВЕК, извест­ная в восточ­ной и гре­че­ской мифо­ло­гии (но засвиде­тель­ст­во­ван­ная впер­вые лишь Геси­о­дом) пери­о­ди­за­ция исто­рии чело­ве­че­ства. Как пра­ви­ло, насчи­ты­ва­ли четы­ре века, каж­до­му из кото­рых сим­во­ли­че­ски соот­вет­ст­во­вал какой-либо металл (золо­то, сереб­ро, брон­за, желе­зо). В про­ти­во­по­лож­ность суще­ст­во­вав­ше­му в антич­но­сти пред­став­ле­нию о посту­па­тель­ном дви­же­нии и куль­тур­ном про­грес­се чело­ве­че­ства, под­няв­ше­го­ся из живот­но­го состо­я­ния (образ Про­ме­тея), уче­ние о четы­рех веках рас­смат­ри­ва­ет раз­ви­тие чело­ве­че­ско­го рода как непре­рыв­но про­дол­жаю­щий­ся упа­док в соци­аль­ной и мораль­ной сфе­рах. Напри­мер, Геси­од имен­но по соци­аль­ным изме­не­ни­ям заклю­ча­ет о бли­зо­сти кон­ца нынеш­не­го (желез­но­го) века. В золо­том веке цар­ст­во­вал Кро­нос (отож­дествляв­ший­ся рим­ля­на­ми с Сатур­ном, отсюда Sa­tur­nia reg­na — Сатур­но­во цар­ст­во­ва­ние). В том счаст­ли­вей­шем из веков люди не зна­ли болез­ней и не име­ли надоб­но­сти трудить­ся, ибо зем­ля дава­ла им все необ­хо­ди­мое. Пре­ступ­ле­ний не суще­ст­во­ва­ло, поэто­му зако­ны были не нуж­ны. Боги­ня Аст­рея, или Дике (Спра­вед­ли­вость), жила тогда сре­ди людей. После при­хо­да к вла­сти Зев­са насту­пил сереб­ря­ный век, сме­нив­ший­ся брон­зо­вым, затем настал желез­ный век. С каж­дым веком все умно­жа­лись вой­ны, пре­ступ­ле­ния и неспра­вед­ли­во­сти. Аст­рея, навсе­гда поки­нув­шая зем­лю в брон­зо­вом веке, оби­та­ет ныне на небе­сах. После брон­зо­во­го века, как счи­та­ли гре­ки, насту­пил век геро­ев. Тем самым они при­ми­ри­ли миф о веках с мифа­ми тро­ян­ско­го и фиван­ско­го цик­ла. Желез­ный век боль­шин­ство авто­ров отож­дествля­ли со сво­им вре­ме­нем, назы­вая его негод­ным и испор­чен­ным. Ино­гда уче­ние о веке при­об­ре­та­ло поли­ти­че­скую окрас­ку, осо­бен­но в про­па­ган­де Авгу­ста и поэ­зии авгу­стов­ской эпо­хи, тор­же­ст­во­вав­шей воз­рож­де­ние золо­то­го века, несу­ще­го веч­ный мир и бла­го­по­лу­чие.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА