Словарь античности

ВЕРФИ. Как тех­ни­че­ское и орга­ни­за­ци­он­ное усло­вие кораб­ле­стро­е­ния вер­фи суще­ст­во­ва­ли в древ­но­сти, одна­ко антич­ные источ­ни­ки не дают ни их опи­са­ния, ни упо­ми­на­ний об их вла­дель­цах. Тор­го­вые кораб­ли и три­е­ры стро­и­лись на бере­гу, после чего гото­вый остов суд­на при помо­щи воротов и пол­ис­па­с­тов (талей) по кат­кам спус­кал­ся к морю. Антич­но­му кораб­ле­стро­е­нию не был изве­стен метод спус­ка кораб­лей на воду со ста­пе­лей по наклон­ной плос­ко­сти. Корабль сна­ря­жал­ся на спе­ци­аль­ной при­ста­ни, отде­ляв­шей­ся (оче­вид­но, во избе­жа­ние пожа­ров) от пло­щад­ки для коно­па­че­ния. Появив­ши­е­ся в эпо­ху элли­низ­ма кораб­ли-гиган­ты дли­ной 110—130 м стро­и­лись в поло­же­нии килем вниз в мок­рых доках неиз­вест­ной кон­струк­ции. Про­из­во­ди­тель­ность антич­ных вер­фей была исклю­чи­тель­но высо­ка. Корабль «Сира­ку­зия» был спу­щен на воду в тече­ние одно­го года; рим­ляне во вре­мя кри­зис­ной ситу­а­ции ок. 210 до н. э. смог­ли постро­ить флот в 240 еди­ниц все­го за 4 меся­ца. На зиму кораб­ли лебед­ка­ми вытас­ки­ва­лись на сушу, а осо­бо цен­ные воен­ные суда ста­ви­лись в кры­тые доки, где одно­вре­мен­но осу­ществлял­ся теку­щий ремонт. Вер­фи явля­лись так­же местом скла­ди­ро­ва­ния импор­ти­ру­е­мых лес­ных мате­ри­а­лов широ­ко­го ассор­ти­мен­та, а так­же пред­на­зна­ча­лись для экс­пор­та.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭФИППИЙ • ЭПАРИТЫ, ЕПАРИТЫ • КУЛЬКИТА, ТЮФЯК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА