Словарь античности

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО. Офи­ци­аль­ным визан­тий­ским искус­ст­вом явля­ет­ся цер­ков­ное и государ­ст­вен­ное искус­ство, выра­жаю­щее един­ство хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния и импе­ра­тор­ской вла­сти. Рос­ко­ши и став­шей нари­ца­тель­ной кон­сер­ва­тив­ной засты­ло­сти форм цер­ков­ных и при­двор­ных цере­мо­ни­а­лов соот­вет­ст­во­ва­ла «тор­же­ст­вен­ная абстрак­ция» изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства. Акцен­ти­ро­ва­ние деко­ра­тив­ных эле­мен­тов, пре­ва­ли­ро­ва­ние цве­та и линии спо­соб­ст­во­ва­ли про­ник­но­ве­нию в визан­тий­ское искус­ство ори­ен­таль­ных форм. Струк­ту­ра все­це­ло опре­де­ляв­ше­го­ся плос­кост­ны­ми фор­ма­ми визан­тий­ско­го искус­ства сохра­ни­лась на про­тя­же­нии его суще­ст­во­ва­ния в отно­си­тель­но целост­ном и неиз­мен­ном виде, что объ­яс­ня­лось пре­об­ла­даю­щим вли­я­ни­ем на него позд­не­ан­тич­но­го (а так­же рим­ско­го импе­ра­тор­ско­го) искус­ства. Этот фено­мен при­вел к воз­ник­но­ве­нию поня­тия «визан­тий­ская фор­ма». Несмот­ря на это, в визан­тий­ском искус­стве мож­но раз­ли­чить несколь­ко пери­о­дов, кото­рые явля­лись след­ст­ви­ем тех или иных изме­не­ний в эко­но­ми­че­ской и государ­ст­вен­ной струк­ту­ре Визан­тий­ской импе­рии. С пери­о­дом прав­ле­ния Юсти­ни­а­на I соот­но­сит­ся нача­ло ран­не­ви­зан­тий­ско­го искус­ства, длив­ше­го­ся до 9 в. вклю­чи­тель­но. В цен­тре Юсти­ни­а­но­вой архи­тек­ту­ры сто­я­ла про­бле­ма соеди­не­ния бази­ли­каль­ной фор­мы с цен­траль­ным стро­е­ни­ем, кото­рая после несколь­ких ста­дий сво­его пер­во­на­чаль­но­го реше­ния, выра­зив­ших­ся, напри­мер, в стро­и­тель­стве собо­ра св. Эйре­ны, нашла свое клас­си­че­ское раз­ре­ше­ние в куполь­ной бази­ли­ке. Выдаю­щим­ся дости­же­ни­ем визан­тий­ских масте­ров яви­лось стро­и­тель­ство в 532—537 собо­ра св. Софии, глав­но­го цер­ков­но­го зда­ния импе­рии и цен­тра государ­ст­вен­ной жиз­ни. Празд­нич­ное убран­ство цер­ков­ных стен созда­ва­ли моза­и­ки с их стро­гим, тор­же­ст­вен­ным фрон­таль­ным рас­по­ло­же­ни­ем, блес­ком золо­то­го фона и вели­ко­ле­пи­ем кра­сок, сре­ди кото­рых в первую оче­редь заслу­жи­ва­ют упо­ми­на­ния моза­и­ки (напри­мер, с изо­бра­же­ни­ем импе­ра­то­ра в церк­ви Сан Вита­ле) на сте­нах церк­вей в Равен­не, при­над­ле­жав­шей Визан­тии с 540 по 751. О высо­ком уровне раз­ви­тия книж­ной живо­пи­си в 6 в. свиде­тель­ст­ву­ют пур­пур­ные кодек­сы — рос­кош­ные руко­пис­ные изда­ния, изготов­лен­ные для импе­ра­тор­ско­го дво­ра (напри­мер, Wie­ner Ge­ne­sis и Wie­ner Dios­ku­ri­des). Новый рас­цвет антич­ных тен­ден­ций в визан­тий­ском искус­стве свя­зан с «пери­о­дом македон­ско­го Ренес­сан­са», назван­ным по име­ни дина­стии визан­тий­ских импе­ра­то­ров, осно­ван­ной Васи­ли­ем I (867—886). К пре­крас­ней­шим образ­цам искус­ства это­го вре­ме­ни при­над­ле­жат фрес­ки пари­зий­ца Псал­те­ра (10 в.) и дра­го­цен­ные рез­ные изде­лия из сло­но­вой кости. В архи­тек­ту­ре нашла рас­про­стра­не­ние кре­сто­об­раз­ная куполь­ная бази­ли­ка — цен­траль­ное стро­е­ние с глав­ным купо­лом и несколь­ки­ми мень­ши­ми по раз­ме­ру купо­ла­ми в при­мы­каю­щих к нему боко­вых поме­ще­ни­ях. На купо­лах часто изо­бра­жал­ся Хри­стос Пан­то­кра­тор; ико­ны, объ­еди­нен­ные в ико­но­стас, изо­бра­жа­ли лики свя­тых. К выдаю­щим­ся образ­цам средне-визан­тий­ско­го искус­ства при­над­ле­жат церк­ви мона­сты­рей на горе Афон. Поми­мо куль­то­вых соору­же­ний, стро­и­лись двор­цы, кре­по­сти и жилые дома. В народ­ном ремес­лен­ном искус­стве, напри­мер в резь­бе по кости, встре­ча­лись реа­ли­сти­че­ские чер­ты. В пери­од кре­сто­вых похо­дов и сопут­ст­во­вав­ших им раз­граб­ле­ний визан­тий­ских горо­дов про­из­веде­ния визан­тий­ско­го искус­ства попа­ли в Евро­пу, где часть из них до сих пор укра­ша­ет музеи и при­над­ле­жит к цер­ков­ной утва­ри (сереб­ря­ный кубок в собо­ре г. Халь­бер­штад­та). Визан­тий­ское искус­ство ока­за­ло огром­ное вли­я­ние на южно­сла­вян­ское и рус­ское искус­ство, а так­же сыг­ра­ло замет­ную роль в раз­ви­тии запад­но­ев­ро­пей­ско­го сред­не­ве­ко­во­го искус­ства, осо­бен­но ита­льян­ской живо­пи­си (ma­nie­ra gre­ca или bi­zan­ti­na).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА