Словарь античности

ВОССТАНИЯ РАБОВ, выс­шая фор­ма клас­со­вой борь­бы в обще­стве, спо­соб про­из­вод­ства кото­ро­го был осно­ван на раб­стве. Наряду с вос­ста­ни­я­ми рабов име­лись так­же такие фор­мы про­те­ста, как мас­со­вые побе­ги рабов, инди­виду­аль­ный или кол­лек­тив­ный саботаж, поку­ше­ния на рабо­вла­дель­цев и уни­что­же­ние их соб­ст­вен­но­сти. Одна­ко в антич­но­сти рабы нигде и нико­гда не под­ни­ма­лись про­тив сво­их экс­плу­а­та­то­ров и угне­та­те­лей с целью уни­что­же­ния раб­ства как спо­со­ба про­из­вод­ства. Мно­го­чис­лен­ные вос­ста­ния рабов вспы­хи­ва­ли с един­ст­вен­ной целью — вер­нуть лич­ную сво­бо­ду, улуч­шить суще­ст­ву­ю­щие соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния, не меняя их сущ­но­сти. Кро­ме того, рабы как класс не явля­лись пред­ста­ви­те­ля­ми ново­го, выс­ше­го спо­со­ба про­из­вод­ства срав­ни­тель­но с преж­ним. Поэто­му вос­ста­ния рабов (напри­мер, воз­му­ще­ния в Арго­се в 494 до н. э.; вос­ста­ния на Сици­лии 136—132 и 104—101 до н. э.; вос­ста­ние Спар­та­ка в Ита­лии в 74—71 до н. э.) были обре­че­ны на пора­же­ние. Все они ста­ли выдаю­щи­ми­ся при­ме­ра­ми осво­бо­ди­тель­ной борь­бы угне­тен­ных клас­сов (так же как вос­ста­ния ило­тов в Спар­те и Ари­сто­ни­ка в Пер­га­ме в 132—129 до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ДАДУХИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА