Словарь античности

ГАЛЬБА Сер­вий Суль­пи­ций (лат. Gal­ba) (24.12.3 г. до н. э. — 15.01.69 г. н. э.), рим­ский импе­ра­тор с 08.06.68. Про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го пат­ри­ци­ан­ско­го рода. В 33 был кон­су­лом и намест­ни­ком мно­гих про­вин­ций[1]. На Рейне одер­жал победу над хат­та­ми. С 60 намест­ник про­вин­ции Испа­ния Тарра­кон­ская (His­pa­nia Tar­ra­co­nen­sis). Опи­ра­ясь на испан­ские леги­о­ны, при­нял уча­стие в вос­ста­нии про­тив Неро­на и после свер­же­ния послед­не­го был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром. Был строг и береж­лив. Пытал­ся нала­дить раз­ва­лив­ше­е­ся хозяй­ство, отка­зал в денеж­ных под­но­ше­ни­ях (do­na­ti­vum) сол­да­там. Обой­ден­ный при уре­гу­ли­ро­ва­нии вопро­са о пре­сто­ло­на­следии Отон под­нял вос­ста­ние недо­воль­ной пре­то­ри­ан­ской гвар­дии, во вре­мя кото­ро­го Галь­ба был убит на Фору­ме в Риме. Био­гра­фии у Плу­тар­ха и Све­то­ния.

  • ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]В 33 г. Галь­ба не был намест­ни­ком про­вин­ций. Его намест­ни­че­ства: 31—32 гг. — легат-про­пре­тор Акви­та­нии; 39—41/42 гг. — легат-про­пре­тор Верх­ней Гер­ма­нии; 44—46 гг. — про­кон­сул Афри­ки; 60—68 гг.— легат-про­пре­тор Тарра­кон­ской Испа­нии. — Прим. ред. сай­та.

  • Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
    См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мужской портрет.
    Мрамор.
    Ок. 50 г. до н. э.
    Рим, Музей Торлония.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Бюст Гальбы.
    Мрамор.
    I в. н. э.
    Кат. № 533.
    Рим, Музей Торлония.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Император Гальба.
    Мрамор.
    68—69 гг. н. э.
    Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Император Гальба.
    Мрамор.
    68—69 гг. н. э.
    Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Сервий Сульпиций Гальба.
    Мрамор.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец Каффарелли—Климента, Зал фресок.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мужской портрет, реставрированный как Гальба.
    Мрамор.
    Портрет позднереспубликанского периода.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец Каффарелли—Климента, Зал фресок.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мужской портрет, реставрированный как Гальба. Деталь.
    Мрамор.
    Портрет позднереспубликанского периода.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец Каффарелли—Климента, Зал фресок.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мужской портрет, реставрированный как Гальба.
    Мрамор.
    Портрет позднереспубликанского периода.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец Каффарелли—Климента, Зал фресок.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мужской портрет, реставрированный как Гальба. Деталь.
    Мрамор.
    Портрет позднереспубликанского периода.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец Каффарелли—Климента, Зал фресок.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Сестерций, орихалк
    Гальба
    Рим, 68 г.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в дубовом венке вправо.
    РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит копье в правой руке, облокотившись левой рукой на круглый щит сбоку, который стоит на шлеме; подле нее поножи.
    В поле, слева и справа: S. C.
    2. Денарий, серебро
    Гальба
    Рим, 68—69 гг.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
    РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
    3. Сестерций, орихалк
    Гальба
    Рим, 68 г.
    АВЕРС: SER. GALBA IMP. CAESAR AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: S. P. Q. R. / OB / CIV. SER. — в три линии внутри дубового венка.
    4. Денарий, серебро
    Гальба
    Рим, 68—69 гг.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: ROMA RENASC. — Рома движется (RIC, BMCRE, RSC: движется; RCTV: стоит) вправо, в шлеме и военной одежде, держа Викторию в правой руке и копье наперевес, наконечником вниз, в левой.
    5. Сестерций, медь
    Гальба
    Рим, 68 г.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: Виктория, в драпировке, движется влево, держит статую сражающейся Минервы (RIC: Палладий) в правой руке и пальмовую ветвь в левой.
    В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
    6. ? Дупондий, бронза
    Гальба
    Антиохия, 68—69 гг.
    АВЕРС: Голова императора Гальбы в лавровом венке вправо, вокруг IM SER SVL GALBA CAE (Император Сервий Сульпиций Гальба Цезарь)
    РЕВЕРС: EΠI MOYKIANOY ANTIOXEΩN ET ZIP (При Муциане, 117 антиохийский год) в шесть строк в лавровом венке из восьми листьев
    7. Аурей, золото
    Гальба
    68—69 гг.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. P. M. — голова Гальбы, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: HISPANIA — Испания идет влево, держит мак и зерновые колосья в правой руке и круглый щит и два перекрещивающихся копья — в левой.
    8. Тетрадрахма, серебро
    Гальба
    68—69 гг.
    АВЕРС: ΑΥΤΟΚΡΑΤΩΡ ΣΕΡΟΥΙΟΣ ΓΑΛΒΑΣ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — обнаженная голова Гальбы вправо.
    РЕВЕРС: ΕΤΟΥΣ Β — орел стоит влево, с венком в клюве и с лавровой ветвью в когтях.
    9. Денарий, серебро
    Гражданская война 68—69 гг.
    Галлия, 68 г.
    АВЕРС: MARS VLTOR — Марс, в шлеме, обнаженный, если не считать ремня, идет вправо, занеся копье правой рукой и держа круглый щит в вытянутой левой руке, сзади на ремне висит паразоний.
    РЕВЕРС: S. P. Q. R. — внутри дубового венка.
    10. Денарий, серебро
    Гальба
    Рим, 68 г.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA AVG. — обнаженная голова Гальбы вправо.
    РЕВЕРС: S. P. Q. R. / OB / C. S. — в три линии в центре дубового венка.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА