Словарь античности

ГАРМОНИЯ СФЕР (от греч. sphai­ra — шар), уче­ние о чис­ло­вых соот­но­ше­ни­ях меж­ду пла­не­та­ми и свя­зу­ю­щей их тони­че­ской систе­ме, воз­ник­шее на Древ­нем Восто­ке. Пифа­го­рей­цы пере­нес­ли это уче­ние на гре­че­скую поч­ву. Соглас­но ему, небес­ные тела, дви­жу­щи­е­ся в кос­мо­се, через опре­де­лен­ные гар­мо­ни­че­ски упо­рядо­чен­ные интер­ва­лы изда­ют зву­ки, кото­рые посто­ян­но воздей­ст­ву­ют на нас, одна­ко мы не вос­при­ни­ма­ем их. Пла­не­ты уда­ле­ны друг от дру­га на дистан­ции с интер­ва­ла­ми семи — или вось­ми­то­но­вой гам­мы. Суще­ст­во­ва­ли две точ­ки зре­ния отно­си­тель­но соот­вет­ст­вия высоты тона рас­по­ло­же­нию планет: пер­во­на­чаль­но наи­бо­лее отда­лен­ные небес­ные тела обо­зна­ча­лись самым малень­ким чис­лом, и с ними были свя­за­ны наи­бо­лее низ­кие сту­пе­ни зву­ко­ряда; позд­нее боль­шая ско­рость дви­же­ния отда­лен­ных небес­ных тел поз­во­ли­ла соот­не­сти их с боль­ши­ми чис­ло­вы­ми вели­чи­на­ми и высо­ки­ми сту­пе­ня­ми зву­ко­ряда. Пред­став­ле­ние о свя­зи музы­ки и кос­мо­са было рас­про­стра­не­но уже в Древ­нем Егип­те и Вави­лоне, Индии и Китае. В соот­вет­ст­вии с этим пред­став­ле­ни­ем не толь­ко пла­не­ты (пять или семь), но и сме­на вре­мен года, систе­ма эле­мен­тов нахо­дят­ся в гар­мо­ни­че­ской свя­зи. Гар­мо­ния сфер вли­я­ет не толь­ко на сту­пе­ни зву­ко­ряда, но и на систе­му нота­ции, тональ­но­сти, вокаль­ные фор­мы. Гар­мо­ния сфер в узком смыс­ле, т. е. соот­вет­ст­вие небес­ных тел музы­каль­ным интер­ва­лам, в Гре­ции была пер­во­на­чаль­но введе­на в тео­ло­ги­че­ской кон­цеп­ции, впо­след­ст­вии под них был под­веден фун­да­мент физи­ко-аку­сти­че­ских тео­рий (Архит, Евдокс, Пла­тон, кри­ти­че­ские заме­ча­ния Ари­сто­те­ля). В кон­це кон­цов уче­ние о гар­мо­нии сфер было систе­ма­ти­зи­ро­ва­но и мисти­че­ски вос­при­ня­то неопи­фа­го­рей­ца­ми и нео­пла­то­ни­ка­ми элли­ни­сти­че­ских и рим­ских пери­о­дов, став излюб­лен­ной темой их трудов. Хри­сти­ан­ская мысль через отцов церк­ви, фило­со­фов и уче­ных-тео­ре­ти­ков сред­не­ве­ко­вья так­же вос­при­ня­ла уче­ние о гар­мо­нии сфер. Соглас­но антич­ным и сред­не­ве­ко­вым пред­став­ле­ни­ям, чис­ло­вая гар­мо­ния про­ни­зы­ва­ет миро­вое про­стран­ство, мак­ро­косм, а так­же чело­ве­че­скую душу, мик­ро­косм, тогда как чув­ст­вен­но вос­при­ни­ма­е­мая музы­ка, про­из­во­ди­мая зву­ча­щи­ми инстру­мен­та­ми, явля­ет­ся толь­ко отра­же­ни­ем музы­ки сфер. Аст­ро­ном Кеплер пытал­ся науч­но обос­но­вать гар­мо­нию сфер, иссле­дуя соот­но­ше­ния угло­вых ско­ро­стей планет («Har­mo­ni­ces Mun­di» — «Уче­ние о гар­мо­нии мира», 1619), тогда как поэты — Шекс­пир («Вене­ци­ан­ский купец»), Гёте («Фауст») и роман­ти­ки — стре­ми­лись дать новую жизнь древ­не­му уче­нию.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЭФЕСИЯ, АПЕЛЛЯЦИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА