Словарь античности

ГИМН (греч. hym­nus), тор­же­ст­вен­ная песнь в честь боже­ства. В Гре­ции ран­ней эпо­хи гимн (как и ном) был куль­то­вым пени­ем или осо­бой фор­мой пес­ни, позд­нее гимн высту­пал в раз­лич­ных жан­рах: пеа­на (pa­ian — гимн Апол­ло­ну), дифи­рам­ба (dithy­ram­bos — гимн Дио­ни­су), про­со­дия (pro­so­dion — пес­ни про­цес­сий), про­ло­га. Гим­нам пред­ше­ст­во­ва­ли закли­на­ния духов, из них раз­ви­лись имен­ные обра­ще­ния — при­зы­вы к богам с после­дую­щи­ми прось­ба­ми, кото­рые выде­ля­лись сре­ди эпи­че­ских про­из­веде­ний. Таки­ми эпи­че­ски­ми гим­на­ми вне куль­то­во­го кон­тек­ста явля­лись гоме­ров­ские гим­ны в дак­ти­ли­че­ском гекза­мет­ре. Куль­то­вые гим­ны испол­ня­лись пев­ца­ми в сопро­вож­де­нии кифа­ры, при­чем слу­ша­те­ли под­пе­ва­ли окон­ча­ние на манер при­пе­ва; были извест­ны так­же хоро­вые гим­ны (древ­ней­ший гимн элей­ских жен­щин). Из гре­че­ских гим­нов арха­и­че­ской эпо­хи сохра­ни­лись лишь фраг­мен­ты, напри­мер, из Тер­панд­ра, Алкея, Пин­да­ра. Встре­ча­ют­ся гим­ны как состав­ные части атти­че­ской дра­мы клас­си­че­ско­го вре­ме­ни. Луч­ше сохра­ни­лись образ­цы поэ­зии эпо­хи элли­низ­ма и Импе­рии (Кал­ли­мах, т. н. орфи­че­ский гимн, Гора­ций — секу­ляр­ные пес­ни Car­men sae­cu­la­re), сре­ди кото­рых впер­вые дошли до нас гим­ны с музы­каль­ны­ми нота­ми (дель­фий­ские гим­ны, гим­ны Месо­меда). В ран­нем хри­сти­ан­стве так­же име­лись гим­ны во сла­ву бога, позд­нее — гим­ны свя­тым. Во вре­мя домаш­них молитв пели, по-види­мо­му, в сопро­вож­де­нии кифа­ры хва­леб­ные пес­ни, к ним отно­сит­ся пер­вый сохра­нив­ший­ся хри­сти­ан­ский музы­каль­ный памят­ник — гимн из Окси­рин­ха. Созда­тель хри­сти­ан­ских гим­нов Амвро­сий ввел соб­ст­вен­ный мет­ри­че­ский гимн в фор­ме строф (чет­ве­ро­сти­шия ямби­че­ско­го димет­ра) в порядок бого­слу­же­ния в Милане, бла­го­да­ря чему он счи­та­ет­ся отцом цер­ков­но­го пения. В сред­не­ве­ко­вье появи­лись рит­ми­че­ские гим­ны в риф­мо­ван­ных сти­хах. Они обра­зо­ва­ли обшир­ный, почти необо­зри­мый жанр рели­ги­оз­ной лири­ки. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми авто­ра­ми гим­нов позд­ней антич­но­сти наряду с Амвро­си­ем счи­та­ют­ся Пруден­ций и Седу­лий, а так­же Венан­ций Фор­ту­нат, в ран­нем сред­не­ве­ко­вье — Рабан Мавр. По фор­ме и содер­жа­нию сред­не­ве­ко­вые гим­ны род­ст­вен­ны секвен­ци­ям. В визан­тий­ской церк­ви (как и в восточ­ных нацио­наль­ных церк­вах) гим­ны счи­та­лись отго­лос­ком небес­но­го пения анге­лов. Тек­сты дают сво­бод­ные пара­фра­зы Биб­лии, их стих стро­ил­ся по сче­ту сло­гов, при­чем уда­ре­ния сти­хо­вое и сло­вес­ное сов­па­да­ют. Гим­ны были уни­сон­ны­ми, испол­ня­лись без сопро­вож­де­ния, но ино­гда пелись в анти­фон­ной смене двух полу­хо­рий.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АРЕТАЛОГИЯ • АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ • АРВАЛЬСКАЯ ПЕСНЯ • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись декуриона Гимна Аврелиана.
Копия.
CIL VI 2347 = ILS 1971.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА