Словарь античности

ГНОСИС (греч. позна­ние, зна­ние), рели­ги­оз­ное тече­ние позд­ней антич­но­сти, в кото­ром восточ­ное, в том чис­ле иудей­ское, пони­ма­ние бытия соеди­ня­лось с элли­ни­сти­че­ским, при­чем послед­нее одер­жи­ва­ло верх бла­го­да­ря обо­га­ще­нию его иде­я­ми пер­сид­ско-иран­ских веро­ва­ний. Для гно­си­са харак­те­рен стро­гий дуа­лизм. Мир и чело­век рас­смат­ри­ва­лись как две анта­го­ни­сти­че­ски про­ти­во­по­лож­ные части. Тело и мате­рия, как и кос­мос, трак­то­ва­лись как тво­ре­ние и область гос­под­ства Деми­ур­га. Послед­ний при­рав­ни­вал­ся к биб­лей­ско­му богу-твор­цу. Душа и дух счи­та­лись созда­ни­ем и сфе­рой дея­тель­но­сти бога све­та, спа­си­те­ля. Бог-тво­рец всту­пал в борь­бу с сила­ми тьмы и в кон­це кон­цов побеж­дал их. Соглас­но уче­нию гно­си­са, спа­се­ние чело­ве­ка заклю­ча­ет­ся в осо­зна­нии им, что его душа, его пер­вич­ное «Я» — часть боже­ст­вен­ной све­то­вой мате­рии, кото­рая стре­мит­ся к воз­вра­ще­нию в поту­сто­рон­ний мир све­та, где она заро­ди­лась. Позна­ние откры­ва­ет­ся чело­ве­ку через спа­си­те­ля (греч. phos­te­re — осве­щаю­щий). Пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных сект (ман­де­ев, мани­хе­ев, поклон­ни­ков Сета, симо­ни­ан или гер­ме­ти­ков) име­но­ва­ли спа­си­те­лем сво­их богов: Мани, Сета, Гер­ме­са Три­с­ме­ги­ста, Симо­на Мага, Сема или Зост­ри­а­на, Иису­са, а так­же Иако­ва. После того как в Наг-Хам­ма­ди (Верх­ний Еги­пет) была откры­та копт­ская гно­сти­че­ская биб­лио­те­ка, впер­вые появи­лась воз­мож­ность полу­чить более пол­ные пред­став­ле­ния о мно­го­чис­лен­ных сек­тах и трудах хри­сти­ан­ских гно­сти­ков.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА