Словарь античности

ГОРГИЙ из Леон­ти­ны (Сици­лия) (греч. Gor­gias) (485—380 до н. э.), наряду с Про­та­го­ром один из глав­ных пред­ста­ви­те­лей гре­че­ской софи­сти­ки. В 427 Гор­гий при­был в Афи­ны в каче­стве послан­ни­ка род­но­го горо­да. Как ора­тор и учи­тель рито­ри­ки встре­тил здесь вос­тор­жен­ный при­ем. Гор­гий раз­ра­ба­ты­вал при­е­мы ритор­ской худо­же­ст­вен­ной про­зы, исполь­зуя для повы­ше­ния ее пси­хо­ло­ги­че­ско­го воздей­ст­вия спо­со­бы поэ­ти­че­ской выра­зи­тель­но­сти. Он созна­тель­но при­ме­нял опре­де­лен­ные сти­ли­сти­че­ские сред­ства укра­ше­ния («гор­ги­ан­ские фигу­ры»), к ним отно­сят­ся: фра­зы, ана­ло­гич­ные по фор­ме и содер­жа­нию, точ­но соот­вет­ст­ву­ю­щие друг дру­гу по объ­е­му, парал­лель­ные чле­ны пред­ло­же­ния (изо­ко­лия), чле­ны пред­ло­же­ния, сто­я­щие в про­ти­во­по­лож­ном отно­ше­нии (анти­те­за). Заклю­чи­тель­ные фра­зы (ho­moio­te­leu­ton) зву­чат оди­на­ко­во и соот­вет­ст­ву­ют риф­мам в совре­мен­ных сти­хах. Завер­ше­ния пред­ло­же­ний рит­ми­че­ски оформ­ле­ны (кла­у­зу­лы). Наряду с пыш­ны­ми тор­же­ст­вен­ны­ми реча­ми (в том чис­ле тра­ур­ная речь в Афи­нах, посвя­щен­ная памя­ти пав­ших в Пело­пон­нес­ской войне) Гор­гий сочи­нял образ­цо­вые декла­ма­ции («Хва­ла Елене», «Пала­мед»), в кото­рых при­вле­ка­ет вни­ма­ние ост­ро­ум­ная аргу­мен­та­ция («софист­ские дока­за­тель­ства»). Гор­гий был скеп­ти­ком. В сво­ей рабо­те по тео­рии позна­ния «О несу­ще­ст­ву­ю­щем» он стре­мит­ся дока­зать тезис «Нечто не суще­ст­ву­ет, если бы нечто и суще­ст­во­ва­ло, то оно было бы непо­зна­ва­е­мым, если бы нечто и было позна­ва­е­мым, то познан­ное невы­ра­зи­мо». Из мно­го­чис­лен­ных уче­ни­ков Гор­гия сле­ду­ет отме­тить Исо­кра­та. Пла­тон назвал в честь Гор­гия один из сво­их диа­ло­гов.

См. также:
ГОРГИЙ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КЕБ • ЕВДЕМ • КЕБЕС • АРИСТ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА