Словарь античности

ГРАММАТИКА (греч. gram­ma­ti­ke tech­ne — уме­ние обра­щать­ся с бук­ва­ми (gram­ma­ta), пер­во­на­чаль­но озна­ча­ла искус­ство чте­ния и пись­ма; в элли­ни­сти­че­ское и рим­ское вре­мя — зна­ние язы­ка и лите­ра­ту­ры; в позд­ней антич­но­сти поня­тие грам­ма­ти­ки было суже­но до совре­мен­но­го тол­ко­ва­ния грам­ма­ти­ки как уче­ния о зву­ча­нии и фор­мах слов (син­та­к­сис). Софи­сты поло­жи­ли нача­ло грам­ма­ти­ки как науч­ной дис­ци­плине (5—4 вв. до н. э.). В обу­че­нии язы­ко­вым спе­ци­аль­но­стям грам­ма­ти­ка и рито­ри­ка зани­ма­ли веду­щее место, т. к. искус­ство речи явля­лось важ­ней­шей пред­по­сыл­кой успе­ха в обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни. В обу­че­нии грам­ма­ти­ке у софи­стов в цен­тре нахо­дил­ся раз­бор поэ­зии — это было осо­бен­но важ­но при раз­ра­бот­ке фило­ло­ги­че­ских про­блем. Сво­ей вер­ши­ны антич­ная грам­ма­ти­ка достиг­ла в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху, когда древ­ней­шая, вос­при­ни­мав­ша­я­ся как клас­си­че­ская лите­ра­ту­ра была по сти­лю и язы­ку кри­ти­че­ски обра­бота­на (осо­бен­но про­из­веде­ния Гоме­ра, Эсхи­ла, Софок­ла). Цен­тра­ми изу­че­ния грам­ма­ти­ки были мусей­он в Алек­сан­дрии, где пре­по­да­ва­ли Ари­сто­фан из Визан­тии и Ари­старх из Само­фра­кии, кото­рые в чис­ле про­че­го систе­ма­ти­зи­ро­ва­ли уче­ние о флек­си­ях по прин­ци­пу ана­ло­гий, а так­же Пер­гам, где работал Кра­тес из Мал­ло­са. В про­ти­во­по­лож­ность грам­ма­ти­кам из Алек­сан­дрии Кра­тес, при­со­еди­ня­ясь к стои­че­ским воз­зре­ни­ям, отста­и­вал прин­цип ано­ма­лии (нере­гу­ляр­но­сти), пред­став­лен­ный в сло­во­об­ра­зо­ва­нии и уче­нии о фор­мах речи. Сто­и­ки созда­ли систе­му и тер­ми­но­ло­гию грам­ма­ти­ки, кото­рая бла­го­да­ря рим­ля­нам без суще­ст­вен­ных изме­не­ний дошла до сего­дняш­не­го дня. Во 2 в. до н. э. уче­ник Ари­стар­ха Дио­ни­сий Фра­кий­ский объ­еди­нил все имев­ши­е­ся к тому вре­ме­ни резуль­та­ты грам­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­ний в пер­вой гре­че­ской грам­ма­ти­ке (Teche gram­ma­ti­ke), кото­рая слу­жи­ла учеб­ни­ком грам­ма­ти­ки вплоть до эпо­хи Воз­рож­де­ния. В Риме нача­ло науч­ной грам­ма­ти­ке поло­жил Кра­тес из Мал­ло­са. Он при­был в Рим в 169 до н. э. и читал там лек­ции о про­бле­мах грам­ма­ти­ки. Круп­ней­ший рим­ский фило­лог и иссле­до­ва­тель древ­но­стей Марк Терен­ций Варрон соста­вил первую осно­во­по­ла­гаю­щую кни­гу по грам­ма­ти­ке на латин­ском язык. «De lin­gua la­ti­na» («О латин­ском язы­ке»). Рем­мию Пале­мо­ну (1-я пол. 1 в.) при­над­ле­жал пер­вый учеб­ник латин­ской грам­ма­ти­ки (утра­чен), на кото­ром осно­вы­ва­лись грам­ма­ти­ки Дона­та (4 в.), Прис­ци­а­на (ок. 500) (сохра­нив­ши­е­ся). Послед­ние в каче­стве полез­ных школь­ных книг при­над­ле­жа­ли к чис­лу наи­бо­лее чита­е­мых в сред­не­ве­ко­вье, они ока­зы­ва­ют опре­де­лен­ное вли­я­ние и в наши дни (при раз­ра­бот­ке новей­ших школь­ных руко­водств, исполь­зо­ва­нии еди­ной грам­ма­ти­че­ской тер­ми­но­ло­гии). Имен­но антич­ной грам­ма­ти­ке, а так­же лите­ра­ту­ро­веде­нию мы в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обя­за­ны сохра­не­ни­ем шедев­ров гре­че­ской и рим­ской лите­ра­ту­ры, зна­ком­ст­вом с антич­ны­ми авто­ра­ми, мно­го­чис­лен­ны­ми цита­та­ми из утра­чен­ных про­из­веде­ний (той эпо­хи). При под­готов­ке изда­ния древ­них тек­стов были напи­са­ны важ­ней­шие труды, ком­мен­та­рии — при­ме­ча­ния, пояс­не­ния к тек­сту, собра­ны ред­кие и неиз­вест­ные выра­же­ния, состав­ля­лись глос­са­рии и жиз­не­опи­са­ния авто­ров. Грам­ма­ти­ка (как обу­че­ние язы­ку и лите­ра­ту­ре) зани­ма­ла важ­ней­шее место в систе­ме выс­ше­го обра­зо­ва­ния эпо­хи антич­но­сти. Все вхо­див­шие в эту систе­му дис­ци­пли­ны изу­ча­лись в рам­ках грам­ма­ти­ки, за исклю­че­ни­ем рито­ри­ки. Послед­няя либо пред­став­ля­ла собой вто­рую сту­пень выс­ше­го обра­зо­ва­ния, кото­рая сле­до­ва­ла за грам­ма­ти­кой, либо явля­лась пред­ме­том спе­ци­аль­но­го изу­че­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ЭПОД, ЕПОД • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА