Словарь античности

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Явля­ет­ся древ­ней­шей в Евро­пе. Гре­ки созда­ли мно­же­ство лите­ра­тур­ных форм и жан­ров, кото­рые под гре­че­ски­ми назва­ни­я­ми ста­ли образ­цом для всей евро­пей­ской лите­ра­ту­ры (тра­гедия, комедия, эпос, лири­ка). Они зало­жи­ли осно­вы для боль­шин­ства науч­ных дис­ци­плин (фило­со­фии, фило­ло­гии, есте­ство­зна­ния, меди­ци­ны, музы­ки). Древ­няя высо­кая куль­ту­ра Восто­ка сыг­ра­ла при этом нема­ло­важ­ную роль в каче­стве побуж­даю­ще­го сти­му­ла.

Пери­од с древ­ней­ших вре­мен до Пер­сид­ских войн (при­мер­но до 480 до н. э.). Древ­ней­шая поэ­зия (рабо­чие пес­ни, гим­ны богам, лири­че­ские сти­хи, декла­ми­ру­е­мые в радо­сти и печа­ли, повест­во­ва­тель­ные сти­хи о богах и геро­ях) не сохра­ни­лась. Вер­ши­ной ран­ней эпи­че­ской поэ­зии явля­ют­ся «Или­а­да» и «Одис­сея», кото­рые свя­зы­ва­ют­ся с име­нем Гоме­ра (8 в. до н. э.). Они явля­лись вен­цом эпи­че­ских тра­ди­ций, дли­тель­ное вре­мя сохра­няв­ших­ся бро­дя­чи­ми декла­ма­то­ра­ми (рап­со­да­ми). Эпос Гоме­ра — ари­сто­кра­ти­че­ская поэ­зия. Все дру­гие виды эпо­са, позд­нее сведен­ные в т. н. эпи­че­ский цикл (круг), утра­че­ны, не счи­тая отдель­ных фраг­мен­тов. Они вклю­ча­ли леген­дар­ные ска­за­ния о Фивах и осо­бен­но о Трое. Ок. 700 до н. э. жил Геси­од, пер­вый поэт Евро­пы, кото­рый писал о сво­ей судь­бе. Из геро­и­че­ско­го эпо­са он заим­ст­во­вал гекза­метр для сво­их кре­стьян­ских и тео­го­ни­че­ских поучи­тель­ных сти­хов, сде­лав его тра­ди­ци­он­ным для дидак­ти­че­ской поэ­зии. В 7 и 6 вв. до н. э. Кал­лин, Тир­тей, Солон и Фео­гнид в поэ­ти­че­ской фор­ме при­зы­ва­ли сограж­дан к сов­мест­ным дей­ст­ви­ям, при­вле­ка­ли их вни­ма­ние к насущ­ным про­бле­мам сво­его вре­ме­ни, напри­мер к соци­аль­ной борь­бе меж­ду клас­са­ми. О лич­ных чув­ствах и судь­бе писа­ли Архи­лох, Мим­нерм, Гип­по­накт, Семо­нид, Ана­кре­онт. Цен­тром лири­ки в узком смыс­ле сло­ва стал ост­ров Лес­бос, пред­ста­ви­те­ля­ми мели­че­ской поэ­зии (me­los — пес­ня в сопро­вож­де­нии лиры) были Алкей и Сап­фо (ок. 600 до н. э.). Хоро­вое пение было осо­бен­но раз­ви­то у дорий­цев (Алк­ман в Спар­те, Сте­си­хор и эпи­зо­ди­че­ски Вак­хи­лид на ост­ро­ве Сици­лия). Выс­ше­го худо­же­ст­вен­но­го уров­ня достиг­ла лири­ка Пин­да­ра. Ионий­ские гре­ки в Малой Азии внес­ли решаю­щий вклад в раз­ви­тие как поэ­зии, так и про­зы. Рас­ши­ре­ние гео­гра­фи­че­ских позна­ний, эко­но­ми­че­ский рас­цвет и вос­при­им­чи­вость ко все­му ново­му при­ве­ли в мало­ази­ат­ской Ионии к раз­ви­тию нау­ки (Фалес, Гека­тей из Миле­та). Иония зало­жи­ла осно­вы раз­ви­тия фило­со­фии (иони­че­ская натур­фи­ло­со­фия). Древ­ней­шие писа­те­ли-исто­ри­ки, т. н. лого­гра­фы, зани­ма­лись в том чис­ле мест­ной исто­ри­ей, насы­щен­ной мифо­гра­фи­ей и рас­ска­за­ми.

От Пер­сид­ских войн до поте­ри неза­ви­си­мо­сти (480—338 до н. э.). После Пер­сид­ских войн центр хозяй­ст­вен­ной, куль­тур­ной и поли­ти­че­ской жиз­ни пере­ме­стил­ся на мате­рик. Афи­ны раз­ви­ва­лись как мор­ская и тор­го­вая дер­жа­ва, при­няв поли­ти­че­ское руко­вод­ство в стране, ста­ли цен­тром в духов­ной и куль­тур­ной сфе­ре. Зна­чи­тель­ней­шим дости­же­ни­ем этой эпо­хи ста­ло созда­ние тра­гедии и комедии из дифи­рам­бов. Фри­них (ок. 500) и Эсхил вынес­ли на сце­ну мате­ри­ал, свя­зан­ный с Пер­сид­ски­ми вой­на­ми. На невидан­ную преж­де высоту под­ня­ли тра­гедию в Афи­нах три вели­ких тра­ги­ка антич­но­сти (Эсхил, Софокл и Еври­пид). По срав­не­нию с эти­ми масте­ра­ми дру­гие тра­ги­ки того вре­ме­ни отсту­пи­ли на вто­рой план. Еври­пид, кото­рый в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни испы­тал вли­я­ние гре­че­ско­го про­све­ще­ния, пред­вос­хи­тил чер­ты бур­жу­аз­ной дра­мы. Комедия воз­ник­ла из пения комо­са, весе­лых сти­хий­ных про­цес­сий в честь Дио­ни­са. Т. н. древ­няя комедия, исполь­зуя сред­ства сати­ры, всту­пи­ла в поли­ти­че­ские, миро­воз­зрен­че­ские и лите­ра­тур­ные дис­кус­сии (Кра­тин, Эвпо­лид, Ари­сто­фан). В «Плу­то­се» вели­ко­го гре­че­ско­го комедио­гра­фа Ари­сто­фа­на совер­шил­ся пере­ход к т. н. сред­ней комедии. Она сфор­ми­ро­ва­лась в про­цес­се упад­ка афин­ской демо­кра­тии в 4 в. до н. э. и отка­за­лась от поли­ти­че­ских тем. В про­зе в эту эпо­ху были созда­ны непре­хо­дя­щие образ­цы миро­вой лите­ра­ту­ры. Софи­сти­ка с сер. 5 в. про­ник­ла во все обла­сти нау­ки и фило­со­фии, ока­за­ла осо­бое вли­я­ние на систе­му обра­зо­ва­ния. Ее целью было вос­пи­та­ние людей, спо­соб­ных к успеш­ной хозяй­ст­вен­ной и поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Этой цели слу­жи­ла рито­ри­ка, т. к. в афин­ской демо­кра­тии уме­ние убеди­тель­но гово­рить в суде или народ­ном собра­нии было необ­хо­ди­мым. Круп­ней­ши­ми софи­ста­ми были Про­та­гор, Про­дик и Гор­гий. Боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей атти­че­ско­го крас­но­ре­чия (Лисий, Исей, Гипе­рид, Исо­крат, Эсхин, Демо­сфен) ста­ви­ли свои речи на служ­бу поли­ти­че­ским целям. Пер­вое исто­ри­че­ское сочи­не­ние в евро­пей­ской лите­ра­ту­ре при­над­ле­жит Геро­до­ту, кото­рый создал исто­рию Восточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья и Пер­сид­ских войн. Совре­мен­ную исто­рию раз­ра­ба­ты­вал круп­ней­ший гре­че­ский исто­рик Фукидид (Пело­пон­нес­ская вой­на). Фило­соф Сократ не оста­вил после себя ника­ких сочи­не­ний, одна­ко через сво­их уче­ни­ков он ока­зал суще­ст­вен­ное вли­я­ние на гре­че­скую фило­со­фию. Фило­соф­ские сочи­не­ния Пла­то­на, чаще все­го состав­лен­ные в фор­ме диа­ло­гов, клас­си­че­ски пра­виль­ным язы­ком, явля­ют­ся одно­вре­мен­но лите­ра­тур­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми. Ари­сто­тель создал акту­аль­ную на мно­гие сто­ле­тия систе­ма­ти­ку нау­ки, частич­но — науч­ную тер­ми­но­ло­гию.

Элли­ни­сти­че­ский пери­од (338—168 до н. э. — до поко­ре­ния Гре­ции Римом). В государ­стве Алек­сандра Македон­ско­го вли­я­ние гре­че­ской куль­ту­ры рас­про­стра­ни­лось на Восток, кото­рый в свою оче­редь уси­лен­но воздей­ст­во­вал на духов­ную жизнь Гре­ции. Лите­ра­ту­ра и искус­ство осо­бен­но про­цве­та­ли при дво­рах диа­до­хов, преж­де все­го Пто­ле­ме­ев. В ходе углуб­ле­ния раз­ли­чий меж­ду «обра­зо­ван­ны­ми» людь­ми и народ­ны­ми мас­са­ми лите­ра­ту­ра ста­ла обра­щать­ся толь­ко к узко­му кру­гу зна­то­ков. Алек­сан­дрия ста­ла миро­вым цен­тром нау­ки и искус­ства (мусей­он и зна­чи­тель­ней­шая биб­лио­те­ка древ­но­стей). Сюда сте­ка­лись мно­гие уче­ные и поэты-«алек­сан­дрий­цы». Дру­ги­ми цен­тра­ми лите­ра­тур­но­го твор­че­ства были Родос, Пер­гам и Антио­хия в Сирии. Афи­ны оста­ва­лись веду­щим цен­тром фило­со­фии, где шли жар­кие спо­ры меж­ду сто­рон­ни­ка­ми иде­а­лиз­ма и рацио­на­ли­сти­че­ско­го миро­воз­зре­ния (Эпи­кур). Т. н. новая комедия озна­ме­но­ва­лась начав­шим­ся еще в сред­ней комедии пово­ротом от поли­ти­че­ской тема­ти­ки к быто­вой. Афи­ня­нин Менандр счи­та­ет­ся масте­ром непо­ли­ти­че­ской комедии. Она ста­ла образ­цом для комедий ново­го вре­ме­ни. Поэ­ти­че­ские про­из­веде­ния это­го вре­ме­ни отли­ча­ют­ся широ­кой эруди­ци­ей, т. к. поэты были зача­стую и уче­ны­ми (Эра­то­сфен, Филит, Кал­ли­мах — круп­ней­шие поэты сво­его вре­ме­ни). Поэ­мы часто пишут­ся для при­двор­но­го кру­га, но в них отра­жа­ет­ся и «народ­ная жизнь» в реа­ли­сти­че­ском или роман­ти­че­ском духе. Свое­об­раз­ные чер­ты нату­ра­лиз­ма про­яв­ля­ют­ся в миме, лите­ра­тур­ной фор­ме, сохра­нив­шей­ся с 5 в. до н. э. (Софрон), кото­рая вновь воз­ро­ди­лась (Фео­крит, мими­ям­бы Герон­да). Буко­ли­ки (пас­ту­ше­ская поэ­зия) как новый жанр осно­ва­ны Фео­кри­том в его идил­ли­ях. С ними свя­за­на роман­ти­че­ская тос­ка по сель­ской про­сто­те и отвра­ще­ние к город­ской куль­ту­ре. Они ста­ли образ­цом для евро­пей­ской пас­то­раль­ной поэ­зии. В лите­ра­тур­ном спо­ре про­тив Апол­ло­ния Родос­ско­го, высту­пав­ше­го за боль­шой эпос, геро­и­че­ские поэ­мы в сти­ле Гоме­ра, Кал­ли­мах и его еди­но­мыш­лен­ни­ки выска­за­лись за малую фор­му эпо­са — эпил­лии. В про­зе цен­траль­ное место заня­ли слу­жив­шие прак­ти­че­ским целям спе­ци­аль­ные сочи­не­ния во всех обла­стях нау­ки — по меди­цине (Геро­фил, Эра­си­страт), мате­ма­ти­ке (Евклид, Архи­мед), физи­ке (Стра­тон из Само­са), гео­гра­фии — чему в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ли похо­ды Алек­сандра Македон­ско­го (Неарх, Мега­сфен), меха­ни­ке (Герон), аст­ро­но­мии (Ари­старх из Само­са). Осо­бы­ми дости­же­ни­я­ми озна­ме­но­ва­лась элли­ни­сти­че­ская, преж­де все­го алек­сан­дрий­ская, фило­ло­гия, уче­ные соби­ра­ли и ком­мен­ти­ро­ва­ли мате­ри­ал (нача­ла лек­си­ко­гра­фии, науч­ной грам­ма­ти­ки), пред­ме­том изу­че­ния был так­же фольк­лор (пого­вор­ки, леген­ды и т. д.). Авто­ры исто­ри­че­ских опи­са­ний под вли­я­ни­ем похо­дов Алек­сандра Македон­ско­го обра­ти­лись к исто­рии дру­гих наро­дов (Берос, Мане­фон). В рито­ри­ке Геге­сий поло­жил нача­ло ази­а­низ­му. Пред­ста­ви­те­ли раз­ных фило­соф­ских школ посред­ст­вом новых лите­ра­тур­ных форм (диа­т­ри­бы, фило­соф­ские пись­ма) стре­ми­лись к уста­нов­ле­нию кон­так­та с широ­ким кру­гом неспе­ци­а­ли­стов.

Гре­ция под рим­ским гос­под­ст­вом (со 168 до н. э. до визан­тий­ско­го вре­ме­ни). После поко­ре­ния Гре­ции Римом нача­лось интен­сив­ное про­ник­но­ве­ние гре­че­ско­го куль­тур­но­го богат­ства в пре­де­лы рим­ско­го государ­ства. Побеж­ден­ные гре­ки ста­ли учи­те­ля­ми победи­те­лей; гре­че­ские писа­те­ли часто пере­се­ля­лись в Рим. Афи­ны и Родос оста­ва­лись цен­тра­ми фило­со­фии и рито­ри­ки. Удо­вле­тво­ре­нию духов­ной потреб­но­сти широ­ких сло­ев насе­ле­ния в чте­нии слу­жи­ла про­за в фор­ме бесед (Луки­ан), басен (Баб­рий) и т. н. пой­ки­ло­гра­фии (пест­ро­го писа­тель­ства). Это осно­ван­ное в нача­ле 2 в. до н. э. Фаво­ри­ном направ­ле­ние объ­еди­ни­ло в себе инте­рес­ные куль­тур­но-исто­ри­че­ские и есте­ствен­но­на­уч­ные замет­ки (Афе­ней, Эли­ан). Народ­ные рома­ны (при­клю­чен­че­ские или любов­ные) отра­жа­ли жизнь низ­ших сло­ев наро­да в реа­ли­сти­че­ском или роман­ти­че­ском духе и поль­зо­ва­лись боль­шой популяр­но­стью (Хари­тон, Гелио­дор, Ямвлих, Ахилл Татий); Лонг соеди­нил в сво­ем про­из­веде­нии фор­му рома­на с пас­ту­ше­ской поэ­зи­ей. Рито­ри­ка по-преж­не­му вли­я­ла на все лите­ра­тур­ные жан­ры. Воз­ник­ший во 2 в. до н. э. атти­цизм, кото­рый в про­ти­во­вес раз­го­вор­но­му кой­нэ и ази­а­низ­му пере­шел к клас­си­че­ско­му атти­че­ско­му наре­чию, во вре­ме­на Адри­а­на, почи­та­те­ля гре­че­ской куль­ту­ры, пере­рос в арха­изм. Подоб­но софи­сти­ке, в клас­си­че­скую эпо­ху спо­соб­ст­во­вав­шей обще­му обра­зо­ва­нию, со 2 в. н. э. со сход­ны­ми пре­тен­зи­я­ми высту­пи­ла т. н. вто­рая софи­сти­ка, осно­ван­ная на рито­ри­ке. Софи­сты пере­хо­ди­ли из одной мест­но­сти в дру­гую в каче­стве стран­ст­ву­ю­щих ора­то­ров (пре­иму­ще­ст­вен­но высту­пая на празд­не­ствах) и вос­пи­ты­ва­ли моло­дежь (Дион Хри­зо­стом, Герод Аттик, Элий Ари­стид, Либа­ний). Исто­ри­че­ская нау­ка это­го пери­о­да сла­ви­лась сво­и­ми зна­ме­ни­то­стя­ми. Совре­мен­ную исто­рию писа­ли Поли­бий, Иосиф Фла­вий, Дио­дор (все­мир­ная исто­рия); к рим­ской исто­рии обра­ти­лись Дио­ни­сий Гали­кар­насский, Аппи­ан и Дион Кас­сий. Исто­ри­че­ский труд Арри­а­на — важ­ней­ший источ­ник сведе­ний о похо­дах Алек­сандра Македон­ско­го. Есте­ство­зна­ние раз­ви­ва­лось бла­го­да­ря трудам Стра­бо­на в обла­сти гео­гра­фии и этно­гра­фии, Пав­са­ния — в обла­сти исто­рии куль­ту­ры и искус­ства. Клав­дий Пто­ле­мей обоб­щил аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния, меди­цине посвя­тил себя Дио­с­ку­рид (в осо­бен­но­сти изу­че­нию лекар­ст­вен­ных веществ). Гален обоб­щил в сво­ем труде дости­же­ния меди­цин­ской нау­ки. Обоб­щаю­щи­ми были так­же труды по грам­ма­ти­ке и язы­ко­зна­нию (Дидим, Геси­хий). Зна­чи­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие фило­со­фии ока­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­ли сред­ней Стои — Панэций и Посидо­ний. Плу­тарх и Эпи­к­тет рас­про­стра­ня­ли фило­соф­ское богат­ство мыс­ли в сво­их популяр­ных эти­че­ских сочи­не­ни­ях. Нео­пла­то­низм, оформ­лен­ный Пло­ти­ном, в зна­чи­тель­ной мере воздей­ст­во­вал на воз­ни­каю­щую хри­сти­ан­скую фило­со­фию. Со 2 в. рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ская лите­ра­ту­ра, т. к., появи­лась необ­хо­ди­мость защи­щать эту рели­гию в апо­ло­ге­ти­че­ских сочи­не­ни­ях. Одно­вре­мен­но хри­сти­ан­ские цер­ков­ные дея­те­ли были вынуж­де­ны вклю­чить­ся в дис­кус­сию по про­бле­мам язы­че­ской фило­со­фии. Они при­ня­ли фор­мы нехри­сти­ан­ской лите­ра­ту­ры и поста­ви­ли ее на служ­бу сво­им целям (Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ори­ген, Евсе­вий, Васи­лий, Гри­го­рий Нази­ан­зин, Гри­го­рий Нис­ский). Лите­ра­ту­ра, напи­сан­ная на гре­че­ском язы­ке в после­дую­щие вре­ме­на вплоть до 1453, назы­ва­ет­ся визан­тий­ской, с 1453 по насто­я­щее вре­мя — ново­гре­че­ской.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МЕЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ • ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕСЧИНОК • CREDO, QUIA ABSURDUM • МАРГИТ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА