Джонс. Словарь античных римских монет

PIETAS (Бла­го­че­стие). По мне­нию рим­лян, Pietas явля­лась пер­со­ни­фи­ка­ци­ей бла­го­че­стия в более широ­ком смыс­ле, чем в совре­мен­ном англий­ском язы­ке, кото­рый вклю­чал обя­зан­но­сти не толь­ко перед бога­ми, но и перед государ­ст­вом и семьей. При­ме­ром послед­не­го зна­че­ния может слу­жить агно­мен Пий, взя­тый в I в. до н. э. Кв. Цеци­ли­ем Метел­лом в каче­ст­ве напо­ми­на­ния об уси­ли­ях, при­ло­жен­ных им для воз­вра­ще­ния его отца из изгна­ния. Позд­нее такой же агно­мен при­нял Секст Пом­пей, млад­ший сын Пом­пея, после бит­вы при Мун­де. Обет постро­ить храм Бла­го­че­стия в Риме был при­не­сен в 191 г. до н. э.; стро­и­тель­ст­во было закон­че­но через 10 лет. На рим­ских моне­тах Бла­го­че­стие (в виде жен­ской голо­вы в диа­де­ме) впер­вые появ­ля­ет­ся око­ло 108 г. до н. э. на дена­рии М. Герен­ния. Изо­бра­же­ние на ревер­се моне­ты — один из катан­ских бра­тьев, несу­щий на пле­чах отца, — так­же иллю­стри­ру­ет эту идею. Эти типы долж­ны отно­сить­ся к како­му-то более ран­не­му эпи­зо­ду из исто­рии семьи монет­но­го маги­стра­та. Позд­нее, в 81 г. до н. э., во вре­мя служ­бы у Сул­лы в Испа­нии, выше­упо­мя­ну­тый Метелл Пий избрал для авер­са сво­их монет такую же голо­ву Бла­го­че­стия и аиста, сим­вол семей­но­го бла­го­че­стия, изред­ка сопро­вож­даю­щий боги­ню. Секст Пом­пей и Окта­виан после смер­ти Цеза­ря так­же исполь­зо­ва­ли Бла­го­че­стие как монет­ный тип. В 41 г. до н. э. самая необыч­ная груп­па монет Мар­ка Анто­ния пред­ста­ви­ла изо­бра­же­ния сна­ча­ла Судь­бы (или Бла­го­че­стия с атри­бу­та­ми Судь­бы), а затем и само­го Бла­го­че­стия с таки­ми атри­бу­та­ми, как кади­ло (turibulum) и рог изоби­лия, в сопро­вож­де­нии одно­го или двух аистов, с леген­дой PIETAS COS. По-види­мо­му, это игра слов, так как кон­су­лом это­го года был Л. Анто­ний, с.244 брат Мар­ка Анто­ния, доба­вив­ший к сво­е­му име­ни ког­но­мен Pietas в знак пред­по­ла­га­е­мой под­держ­ки сво­е­го бра­та.

В 22—23 гг. н. э. Бла­го­че­стие вновь появ­ля­ет­ся на моне­те, отче­ка­нен­ной Дру­зом Млад­шим, сыном и, как тогда каза­лось, наслед­ни­ком Тибе­рия. Счи­та­лось, что пре­крас­ная голо­ва, изо­бра­жен­ная над име­нем боги­ни, при­над­ле­жит Ливии, но нет осно­ва­ний так пола­гать, как и счи­тать порт­ре­та­ми голо­вы Спра­вед­ли­во­сти (Iustitia) и Здо­ро­вья (Salus) на моне­тах, выпу­щен­ных Тибе­ри­ем при­мер­но в это же вре­мя. Бла­го­че­стие, на кото­рое ссы­ла­ет­ся дан­ная моне­та, мож­но счи­тать общей импе­ра­тор­ской доб­ро­де­те­лью или, более кон­крет­но, бла­го­че­сти­ем Дру­за по отно­ше­нию к отцу и семье, кото­рое под­черк­ну­то так­же одновре­мен­ным выпус­ком сестер­ция с его ново­рож­ден­ны­ми сыно­вья­ми-близ­не­ца­ми, появ­ля­ю­щи­ми­ся из скре­щен­ных рогов изоби­лия.

Вре­мя от вре­ме­ни Бла­го­че­стие вновь встре­ча­ет­ся на рим­ских импе­ра­тор­ских моне­тах, про­па­ган­ди­руя бла­го­че­стие чле­нов импе­ра­тор­ской семьи по отно­ше­нию друг к дру­гу (в част­но­сти, некото­рые типы Бла­го­че­стия изо­бра­жа­ют импе­ра­триц с детьми, напо­до­бие Пло­до­ро­дия (Fecunditas), но см. так­же Puellae Faustinianae). Конеч­но, эта тема вполне есте­ствен­на для чекан­ки Анто­ни­на Пия, чей ког­но­мен, по-види­мо­му, был при­нят в резуль­та­те его дей­ст­вий по обо­жест­в­ле­нию сво­е­го пред­ше­ст­вен­ни­ка Адри­а­на, несмот­ря на то, что Сенат сна­ча­ла не желал пред­о­став­лять Адри­а­ну эту честь.

Атри­бу­та­ми Бла­го­че­стия явля­ют­ся рог изоби­лия, ски­петр, пате­ра, куриль­ни­ца и цве­ток. В некото­рых сце­нах оно пред­став­ле­но в виде жен­щи­ны, сто­я­щей сбо­ку от алта­ря, при­ка­са­ясь к моло­дой лани. Ее зна­че­ние, в отли­чие от зна­че­ния аиста (см. выше), неиз­вест­но.

Эта леген­да не толь­ко допол­ня­ет изо­бра­же­ние само­го Бла­го­че­стия, но и появ­ля­ет­ся на некото­рых рим­ских импе­ра­тор­ских моне­тах, иллю­стри­руя самые раз­но­об­раз­ные типы. Храм, алтарь и орудия жерт­во­при­но­ше­ния не тре­бу­ют пояс­не­ний. Когда на моне­тах изо­бра­жен сам импе­ра­тор, один или с дру­ги­ми чле­на­ми импе­ра­тор­ской семьи, зна­че­ние так­же ясно. Типы Pietas Senatus и Pietas Militum, выпу­щен­ные Ком­мо­дом и Алек­сан­дром Севе­ром, по-види­мо­му, явля­ют­ся вари­ан­та­ми темы Согла­сия.

Заслу­жи­ва­ют упо­ми­на­ния два любо­пыт­ных типа Бла­го­че­стия. Пер­вый, встре­чаю­щий­ся на золотых с.245 и бил­ло­но­вых меда­льо­нах Гал­ли­е­на и Сало­ни­ны, изо­бра­жа­ет козу, выкарм­ли­ваю­щую ребен­ка (тип, напо­ми­наю­щий о мла­ден­це Зев­се, выкорм­лен­ном Амал­фе­ей), в то вре­мя, когда еще один ребе­нок сидит меж­ду перед­них ног козы. Перед козой нахо­дит­ся орел, а на месте над­пи­си изо­бра­же­на мол­ния. Если толь­ко объ­яс­не­ние это­го типа не свя­за­но с импе­ра­тор­ской семьей (подоб­но обыч­но­му типу PIETAS AVGG, отче­ка­нен­но­му для Сало­ни­ны и изо­бра­жаю­ще­му Бла­го­че­стие с детьми) и боже­ст­вен­но­стью ее отпрыс­ков, то оно может отно­сить­ся к каким-то меро­при­я­ти­ям по вос­пи­та­нию сирот или к некой али­мен­тар­ной про­грам­ме, кото­рые вре­мя от вре­ме­ни осу­ществ­ля­лись от име­ни импе­ра­то­ров или импе­ра­триц. Более веро­ят­на, одна­ко, ссыл­ка на импе­ра­тор­ско­го ребен­ка, осо­бен­но при­ни­мая во вни­ма­ние сестер­ций, при­пи­сы­ва­е­мый Вале­ри­а­ну II, юно­му сыну Гал­ли­е­на и Сало­ни­ны. В этом слу­чае леген­да на авер­се PIETAS SAECVLI, «Бла­го­че­стие века», и тип ревер­са с Амал­фе­ей и мла­ден­цем Юпи­те­ром, с леген­дой IOVI EXORIENTI, «Вос­хо­дя­ще­му Юпи­те­ру», опре­де­лен­но ука­зы­ва­ют на юно­го прин­ца. О леген­де PIETAS FALERI см. Virtus.

Нако­нец, суще­ст­ву­ет корот­кая серия монет от Герен­ния Этрус­ка до Кви­е­та, к кото­рой мож­но доба­вить один бри­тан­ский выпуск Кара­у­зия, где изо­бра­жен Мер­ку­рий с его обыч­ны­ми атри­бу­та­ми — кошель­ком и каду­це­ем, — в сопро­вож­де­нии леген­ды PIETAS AVG(usti или -orum). Эта же фигу­ра встре­ча­ет­ся на моне­тах дру­гих импе­ра­то­ров дан­но­го пери­о­да с леген­да­ми, отно­ся­щи­ми­ся к Фор­туне Воз­вра­щаю­щей­ся, Пред­виде­нию и Вер­но­сти. Послед­няя, в смыс­ле ком­мер­че­ской доб­ро­со­вест­но­сти, может счи­тать­ся свой­ст­вен­ной Мер­ку­рию, но осталь­ные труд­но объ­яс­нить; для истол­ко­ва­ния моне­ты с Бла­го­че­сти­ем была пред­ло­же­на идея Мер­ку­рия как «учи­те­ля рели­гии», но обос­но­вать ее нет воз­мож­но­сти (см. так­же Pius).


Ауре­ус Анто­ни­на Пия, 158—159 гг. н. э. На ревер­се изо­бра­же­но Бла­го­че­стие с зем­ным шаром и детьми. Моне­та встав­ле­на в опра­ву, по-види­мо­му, тоже антич­ную (ANS).

Дена­рий Юлии Дом­ны, 199—207 гг. н. э. Леген­да PIETAS AVGG (т. е. «импе­ра­то­ров») и тип Бла­го­че­стия, при­но­ся­ще­го жерт­ву, на ревер­се, пред­по­ла­га­ют ско­рее тему соблюде­ния государ­ст­вен­ной рели­гии импе­ра­тор­ской семьей, чем какой-либо иной вид Бла­го­че­стия (Hunter).

© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 243—245.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
PIETAS (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ (Всего найдено: 26 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квинарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, под покрывалом. Сзади чаша (culullus) и (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с круглым щитом и мечом, драпирован, увенчан рогатым шлемом; слева венок, справа священный щит, внизу CAE SAR. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAE SAR. Кайма из точек.
3. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 159—160 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIII — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: PIETATI AVG. COS. IIIIБлагочестие (Pietas), в драпировке, стоит влево, держит земной шар в правой руке и ребенка — на левой; по обе стороны от нее стоят дети, смотрят на нее вверх и протягивают правые руки.
4. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 159—160 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PIETATI AVG. COS. IIIIБлагочестие (Pietas), в драпировке, стоит влево, держит земной шар в правой руке и ребенка — на левой; по обе стороны от нее стоят дети, смотрят на нее вверх и протягивают правые руки.
5. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 160—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PIETATI AVG. COS. IIIIБлагочестие (Pietas), в драпировке, стоит влево, держит по ребенку на каждой руке; по обе стороны от нее стоят дети, смотрят на нее вверх и протягивают правые руки.
6. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. P. M. TR. P. COS. III — бюст Адриана в лавровом венке, с драпировкой на правом плече, вправо.
РЕВЕРС: PIETAS AVGVSTIБлагочестие (Pietas) с покрытой головой стоит вправо, протягивает правую руку и держит небольшую вазу с фимиамом в левой руке; у ее ног — горящий алтарь.
В обрезе: S. C.
7. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучевой короне влево. Перед ним — пучок молний, над головой — звезда.
РЕВЕРС: Женская фигура (Ливия в образе жрицы или Благочестие (Pietas)), под покрывалом, в драпировке, сидит вправо, поставив ноги на скамеечку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
9. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 164—169 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PIETASБлагочестие (Pietas), с покрытой головой, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку над горящим алтарем слева и держит коробочку с благоуханиями в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 164—169 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PIETASБлагочестие (Pietas), с покрытой головой, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку над горящим алтарем слева и держит коробочку с благоуханиями в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА