Джонс. Словарь античных римских монет

Пер­со­ни­фи­ка­ции. Прак­ти­ка пред­став­ле­ния отвле­чен­ных поня­тий в обра­зе чело­ве­ка была хоро­шо раз­ви­та в гре­че­ском искус­стве и вре­мя от вре­ме­ни встре­ча­ет­ся так­же в рим­ском искус­стве рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да. В Рим­ской Импе­рии эта прак­ти­ка при­об­ре­ла осо­бую важ­ность в офи­ци­аль­ном искус­стве, кото­рое исполь­зо­ва­ло или созда­ва­ло мно­же­ство пер­со­ни­фи­ка­ций для целей про­па­ган­ды. Неко­то­рые пер­со­ни­фи­ка­ции были гео­гра­фи­че­ски­ми, как реч­ной бог, доро­га (напри­мер, Via Tra­iana) или город (пред­став­лен­ный боги­ней горо­да или его Тихе/Фор­ту­ной). Они здесь не рас­смат­ри­ва­ют­ся.

Раз­ли­чие меж­ду пер­со­ни­фи­ка­ци­я­ми и боже­ства­ми в пред­став­ле­нии рим­лян тако­во, что часто его невоз­мож­но уста­но­вить или бес­смыс­лен­но искать. Ко мно­гим пер­со­ни­фи­ка­ци­ям, кото­рые мы можем счи­тать не более чем совер­шен­но абстракт­ны­ми иде­я­ми, рим­ляне отно­си­лись как к боже­ствам, учреж­да­ли их куль­ты и воз­во­ди­ли хра­мы в их честь.

Вслед за гре­ка­ми рим­ляне пред­став­ля­ли боль­шин­ство пер­со­ни­фи­ка­ций в обра­зах муж­ских или жен­ских фигур (пол фигу­ры опре­де­лял­ся грам­ма­ти­че­ским родом ее име­ни). Раз­лич­ные пер­со­ни­фи­ка­ции харак­те­ри­зо­ва­лись раз­лич­ны­ми атри­бу­та­ми или при­над­леж­но­стя­ми; когда при­пи­сан­ные атри­бу­ты кажут­ся необыч­ны­ми, то это может быть резуль­та­том ошиб­ки созда­те­ля фигу­ры, либо под­ра­зу­ме­вать новый смысл.

Ино­гда, осо­бен­но на моне­тах, абстракт­ные идеи пред­став­ле­ны не отдель­ны­ми фигу­ра­ми, а харак­тер­ны­ми сце­на­ми. Напри­мер, Li­be­ra­li­tas (Щед­рость) может быть изо­бра­же­на в виде одной фигу­ры, или эта идея может выра­жать­ся сце­ной щед­ро­сти. Или Cla­ri­tas, «Блеск» импе­ра­то­ра обо­зна­ча­ет­ся фигу­рой Солн­ца, или Веч­ность или Бла­готво­ри­тель­ность — в целом соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми изо­бра­же­ни­я­ми.

Не счи­тая Авро­ры (кото­рую сле­ду­ет рас­смат­ри­вать ско­рее как боже­ство, чем как пер­со­ни­фи­ка­цию), на рим­ских рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах встре­ча­ют­ся три­на­дцать пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных фигур. Это Bo­nus Even­tus (Счаст­ли­вый Исход), Fe­li­ci­tas (Сча­стье), Fi­des (Вер­ность), For­tu­na (Судь­ба), Ho­nos (Честь), Li­ber­tas (Сво­бо­да) (самая рас­про­стра­нен­ная пер­со­ни­фи­ка­ция после Победы), Ne­me­sis (Воз­мездие), Pax (Мир), Pie­tas (Бла­го­че­стие), Sa­lus/Va­le­tu­do (Здо­ро­вье), Vic­to­ria (Победа) и Vir­tus (Доб­лесть).

Пере­чень пер­со­ни­фи­ка­ций на рим­ских импе­ра­тор­ских моне­тах длин­нее, даже если исклю­чить Гения и гео­гра­фи­че­ские типы. В извест­ной сте­пе­ни их мож­но рас­смат­ри­вать как про­па­ган­ду — под име­на­ми Доб­ро­де­те­лей и Бла­го­де­я­ний — доб­ро­де­те­лей импе­ра­то­ра и при­не­сен­ных им бла­го­де­я­ний. В те или иные пери­о­ды на моне­тах встре­ча­ют­ся сле­дую­щие с.242 пер­со­ни­фи­ка­ции: Aequi­tas (Равен­ство), Aeter­ni­tas (Веч­ность), An­no­na (Уро­жай), Bo­nus Even­tus (Счаст­ли­вый исход), Ca­ri­tas (Почет), Cle­men­tia (Мило­сер­дие), Con­cor­dia (Согла­сие), Con­stan­tia (Посто­ян­ство), Fe­cun­di­tas (Пло­до­ро­дие), Fe­li­ci­tas (Сча­стье), Fi­des (Вер­ность), For­tu­na (Судь­ба), Hi­la­ri­tas (Весе­лье), Ho­nos (Честь), In­dul­gen­tia (Вели­ко­ду­шие), Ius­ti­tia (Спра­вед­ли­вость), Iuven­tas (Юность), Lae­ti­tia (Радость), Li­be­ra­li­tas (Щед­рость), Li­ber­tas (Сво­бо­да), Mens Lau­dan­da (Похваль­ный Ум), Mo­ne­ta (Монет­ный Двор), Mu­ni­fi­cen­tia (Бла­готво­ри­тель­ность), No­bi­li­tas (Знат­ность), Ops (Изоби­лие), Pax (Мир), Per­pe­tui­tas (Непре­рыв­ность), Pie­tas (Бла­го­че­стие), Pro­vi­den­tia (Про­виде­ние), Pu­di­ci­tia (Стыд­ли­вость), Quies или Re­quies (Покой), Sae­cu­lum (Век), Sa­lus (Здо­ро­вье), Se­cu­ri­tas (Без­опас­ность), Spes (Надеж­да), Tran­quil­li­tas (Спо­кой­ст­вие), Tu­te­la (Опе­ка), Ube­ri­tas (Уро­жай­ность), Uti­li­tas Pub­li­ca (Обще­ст­вен­ное Бла­го), Vic­to­ria (Победа) и Vir­tus (Доб­лесть).

© 1990 John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, pp. 241—242.
© 2007 Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Детство Диониса.
Дом Эона.
Середина IV вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки (деталь).
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Фракия). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
138—145 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Египет). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
138—145 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе.
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе (деталь).
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельефы храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
138—145 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции Скифия. Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор. 138—145 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции Скифия (деталь). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор. 138—145 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DACIA — Дакия, в тунике и плаще, сидит на скале влево, скрестив ноги и поставив правую ногу на шар, держит аквилу в правой руке и кривой меч — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА