Джонс. Словарь античных римских монет

Пер­со­ни­фи­ка­ции. Прак­ти­ка пред­став­ле­ния отвле­чен­ных поня­тий в обра­зе чело­ве­ка была хоро­шо раз­ви­та в гре­че­ском искус­ст­ве и вре­мя от вре­ме­ни встре­ча­ет­ся так­же в рим­ском искус­ст­ве рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да. В Рим­ской Импе­рии эта прак­ти­ка при­об­ре­ла осо­бую важ­ность в офи­ци­аль­ном искус­ст­ве, кото­рое исполь­зо­ва­ло или созда­ва­ло мно­же­ст­во пер­со­ни­фи­ка­ций для целей про­па­ган­ды. Некото­рые пер­со­ни­фи­ка­ции были гео­гра­фи­че­ски­ми, как реч­ной бог, доро­га (напри­мер, Via Traiana) или город (пред­став­лен­ный боги­ней горо­да или его Тихе/Фор­ту­ной). Они здесь не рас­смат­ри­ва­ют­ся.

Раз­ли­чие меж­ду пер­со­ни­фи­ка­ци­я­ми и боже­ства­ми в пред­став­ле­нии рим­лян тако­во, что часто его невоз­мож­но уста­но­вить или бес­смыс­лен­но искать. Ко мно­гим пер­со­ни­фи­ка­ци­ям, кото­рые мы можем счи­тать не более чем совер­шен­но абстракт­ны­ми иде­я­ми, рим­ляне отно­си­лись как к боже­ствам, учре­жда­ли их куль­ты и воз­во­ди­ли хра­мы в их честь.

Вслед за гре­ка­ми рим­ляне пред­став­ля­ли боль­шин­ст­во пер­со­ни­фи­ка­ций в обра­зах муж­ских или жен­ских фигур (пол фигу­ры опре­де­лял­ся грам­ма­ти­че­ским родом ее име­ни). Раз­лич­ные пер­со­ни­фи­ка­ции харак­те­ри­зо­ва­лись раз­лич­ны­ми атри­бу­та­ми или при­над­леж­но­стя­ми; когда при­пи­сан­ные атри­бу­ты кажут­ся необыч­ны­ми, то это может быть резуль­та­том ошиб­ки созда­те­ля фигу­ры, либо под­ра­зу­ме­вать новый смысл.

Ино­гда, осо­бен­но на моне­тах, абстракт­ные идеи пред­став­ле­ны не отдель­ны­ми фигу­ра­ми, а харак­тер­ны­ми сце­на­ми. Напри­мер, Liberalitas (Щед­рость) может быть изо­бра­же­на в виде одной фигу­ры, или эта идея может выра­жать­ся сце­ной щед­ро­сти. Или Claritas, «Блеск» импе­ра­то­ра обо­зна­ча­ет­ся фигу­рой Солн­ца, или Веч­ность или Бла­готво­ри­тель­ность — в целом соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми изо­бра­же­ни­я­ми.

Не счи­тая Авро­ры (кото­рую следу­ет рас­смат­ри­вать ско­рее как боже­ст­во, чем как пер­со­ни­фи­ка­цию), на рим­ских рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах встре­ча­ют­ся три­на­дцать пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных фигур. Это Bonus Eventus (Счаст­ли­вый Исход), Felicitas (Сча­стье), Fides (Вер­ность), Fortuna (Судь­ба), Honos (Честь), Libertas (Сво­бо­да) (самая рас­про­стра­нен­ная пер­со­ни­фи­ка­ция после Победы), Nemesis (Воз­мездие), Pax (Мир), Pietas (Бла­го­че­стие), Salus/Valetudo (Здо­ро­вье), Victoria (Победа) и Virtus (Доб­лесть).

Пере­чень пер­со­ни­фи­ка­ций на рим­ских импе­ра­тор­ских моне­тах длин­нее, даже если исклю­чить Гения и гео­гра­фи­че­ские типы. В извест­ной сте­пе­ни их мож­но рас­смат­ри­вать как про­па­ган­ду — под име­на­ми Доб­ро­де­те­лей и Бла­го­де­я­ний — доб­ро­де­те­лей импе­ра­то­ра и при­не­сен­ных им бла­го­де­я­ний. В те или иные пери­о­ды на моне­тах встре­ча­ют­ся следу­ю­щие с. 242 пер­со­ни­фи­ка­ции: Aequitas (Равен­ст­во), Aeternitas (Веч­ность), Annona (Уро­жай), Bonus Eventus (Счаст­ли­вый исход), Caritas (Почет), Clementia (Мило­сер­дие), Concordia (Согла­сие), Constantia (Посто­ян­ст­во), Fecunditas (Пло­до­ро­дие), Felicitas (Сча­стье), Fides (Вер­ность), Fortuna (Судь­ба), Hilaritas (Весе­лье), Honos (Честь), Indulgentia (Вели­ко­ду­шие), Iustitia (Спра­вед­ли­вость), Iuventas (Юность), Laetitia (Радость), Liberalitas (Щед­рость), Libertas (Сво­бо­да), Mens Laudanda (Похваль­ный Ум), Moneta (Монет­ный Двор), Munificentia (Бла­готво­ри­тель­ность), Nobilitas (Знат­ность), Ops (Изоби­лие), Pax (Мир), Perpetuitas (Непре­рыв­ность), Pietas (Бла­го­че­стие), Providentia (Про­виде­ние), Pudicitia (Стыд­ли­вость), Quies или Requies (Покой), Saeculum (Век), Salus (Здо­ро­вье), Securitas (Без­опас­ность), Spes (Надеж­да), Tranquillitas (Спо­кой­ст­вие), Tutela (Опе­ка), Uberitas (Уро­жай­ность), Utilitas Publica (Обще­ст­вен­ное Бла­го), Victoria (Победа) и Virtus (Доб­лесть).

© 1990 John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, pp. 241—242.
© 2007 Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 21 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Галлия или Германия). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC765.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Мезия). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC761.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Ахайя). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC756.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Дакия или Вифиния). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC763.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Испания). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC767.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Мавретания). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC768.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Ливия). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
145 гг. до н. э.
Инв. № MC755.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Двор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции Скифия (деталь). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор. 138—145 гг. н. э.
Инв. № 6753.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки (деталь).
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА