Любкер. Реальный словарь классических древностей

АБА́К

Abăcus, ἄβαξ, ἀβάκιον, назы­ва­ет­ся вся­кий для осо­бен­но­го употреб­ле­ния пред­на­зна­ча­е­мый стол; так у рим­лян, в осо­бен­но­сти стол о трех ногах, на кото­ром во вре­мя обеда или толь­ко на показ выстав­ля­лась золотая и сереб­ря­ная посуда — поста­вец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Дос­ка тако­го сто­ла была по боль­шей части мра­мор­ная, ино­гда сереб­ря­ная, реже из дере­ва citrus, из кле­но­во­го или кед­ро­во­го дере­ва; фор­ма ее обык­но­вен­но была четы­рех­уголь­ная, реже круг­лая, ино­гда с воз­вы­шен­ны­ми вокруг кра­я­ми; нож­ка дела­лась из сло­но­вой кости или доро­гой делос­ской брон­зы. — Сло­вом abaci обо­зна­ча­ют­ся так­же глад­кие поля в искус­ст­вен­ной мра­мор­ной обли­цов­ке стен (Plin. 33, 56. Cic. Vitr. 7, 3, 10), ино­гда и пест­рые поля моза­ич­ных полов (ἀβακίσκος); затем — дос­ки (Suet. Nero 22), на кото­рых игра­ли камеш­ка­ми или костя­ми (alea), кро­ме того — так назы­ва­е­мые пифа­го­ро­вы сто­лы, усы­пав­ши­е­ся пес­ком или мукою, для мате­ма­ти­че­ских вычис­ле­ний и чер­те­жей (Pers. 1. 131); нако­нец, abacus назы­ва­лась пли­та (обык­но­вен­но четы­рех­сто­рон­няя), покры­вав­шая свер­ху колон­ну и нахо­див­ша­я­ся непо­сред­ст­вен­но под архит­ра­вом (Vitr. 4, 1). См. Columna.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 1.
См. также:
АБАК (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРГАДЕИДА • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Римский ручной абак (реконструкция).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 174—175 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. GERM. TR. P. XXIX — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LIBERAL. AVG. VI IMP. VII COS. IIIЩедрость (Liberalitas), в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит вверх абак (abacus) в правой руке и рог изобилия — в левой.
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS VII COS. IIII — ликтор (RIC: Щедрость (Liberalitas)) стоит влево, держит абак (abacus) в правой руке и фасцию на левом плече — в левой руке.
3. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 161 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVREL. ANTONINVS AVG. P. M. — бюст Марка Аврелия, с обнаженной головой, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIB. AVGVSTOR. TR. P. XV COS. III — Марк Аврелий и Луций Вер, в тогах, сидят влево на курульных креслах на платформе; перед ними — служитель, в тоге, стоит влево, держит абак в правой руке и розгу — в левой; у основания платформы — гражданин, в тоге, стоит вправо, протягивает руку (?).
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА