Античные писатели

АКЦИЙ, Луций; Lu­cius Ac­cius, 170 — ок. 85 гг. до н. э., рим­ский тра­ги­че­ский поэт и пер­вый зна­чи­тель­ный латин­ский фило­лог. Сын воль­ноот­пу­щен­ни­ка, родил­ся в Умбрии. С ран­ней юно­сти нахо­дил­ся в Риме, где в пери­од живо­го (осо­бен­но после лек­ций Кра­те­та) инте­ре­са к фило­ло­гии ста­ра­тель­но изу­чал лите­ра­ту­ру и грам­ма­ти­ку. Акций пол­но­стью посвя­тил себя лите­ра­тур­ным заня­ти­ям и сто­ял в сто­роне от обще­ст­вен­ной жиз­ни, объ­яс­няя, что он гос­по­дин лишь над мыс­ля­ми и реча­ми геро­ев сво­их тра­гедий, зато на фору­ме не мог бы пред­видеть выпа­дов сво­их про­тив­ни­ков, чтобы вовре­мя на них отве­тить. Акций, хотя поль­зо­вал­ся в Риме боль­шим ува­же­ни­ем даже в ари­сто­кра­ти­че­ских кру­гах, сумел сохра­нить неза­ви­си­мость. Не испы­ты­вал он недо­стат­ка в про­тив­ни­ках из ари­сто­кра­тов, как о том свиде­тель­ст­ву­ет спор с Луци­ли­ем. Чтобы углу­бить свои позна­ния, пред­при­нял путе­ше­ст­вие в Гре­цию, что в тогдаш­нем Риме было уже доста­точ­но рас­про­стра­нен­ным обы­ча­ем. В дра­ма­тур­гии Акций огра­ни­чил­ся лишь тра­геди­ей, кото­рую довел до выс­шей точ­ки ее раз­ви­тия в Риме. В 140 г. сорев­но­вал­ся на сцене с 80-лет­ним Паку­ви­ем, кото­рый вско­ре после это­го оста­вил Рим. Тра­гедии Акция высо­ко цени­ли Цице­рон и Вел­лей Патер­кул. Акций несо­мнен­но при­над­ле­жал к наи­бо­лее пло­до­ви­тым тра­ги­кам вре­мен Рес­пуб­ли­ки. Нам извест­но ок. 45 назва­ний тра­гедий, от кото­рых сохра­ни­лись лишь фраг­мен­ты (немно­гим более 700 сти­хов). Соглас­но с при­ня­тым в Риме обы­ча­ем, Акций пере­ра­ба­ты­вал гре­че­ские тра­гедии, осо­бен­но Еври­пида и Софок­ла, а так­же позд­ней­ших гре­че­ских тра­ги­ков. Тема­ти­ка его пьес свя­за­на, преж­де все­го, с тро­ян­ским и фиван­ским мифо­ло­ги­че­ски­ми цик­ла­ми. Труд­но ска­зать, каким обра­зом Акций пере­ли­цо­вы­вал свои пер­во­ис­точ­ни­ки, когда лишь для несколь­ких его тра­гедий сохра­нил­ся гре­че­ский ори­ги­нал. Срав­не­ние отрыв­ков Вак­ха­нок (Bac­chae; fr.) Акция с Вак­хан­ка­ми Еври­пида поз­во­ля­ет заклю­чить, что Акций вер­но отра­жа­ет гре­че­ский текст. Неве­ли­ки изме­не­ния по отно­ше­нию к ори­ги­на­лу Еври­пида и в Фини­ки­ян­ках (Phoe­nis­sae; fr.). Опре­де­лен­но в боль­шей сте­пе­ни были пере­ра­бота­ны Анти­го­на (An­ti­go­na; fr.) и Про­ме­тей (Pro­metheus; fr.). Порой Акций доста­точ­но дале­ко отхо­дил от образ­ца и даже, не колеб­лясь, изме­нял миф, напри­мер в Спо­ре об ору­жии (Ar­mo­rum in­di­cium; fr.). В этой тра­гедии он поле­ми­зи­ро­вал с Паку­ви­ем, в дра­ме кото­ро­го с тем же назва­ни­ем, соглас­но с тра­ди­ци­он­ной вер­си­ей мифа, раз­ре­ше­нию спо­ра об ору­жии Ахил­ла спо­соб­ст­во­ва­ли тро­ян­ские плен­ные. У Акция же ору­жие было при­суж­де­но Улис­су после дол­го­го поедин­ка, в кото­ром Улисс, чело­век сло­ва, победил чело­ве­ка дела — Аяк­са. Дей­ст­вие тра­гедии не закан­чи­ва­ет­ся, одна­ко, раз­ре­ше­ни­ем спо­ра об ору­жии. Акций пред­ста­вил так­же смерть Аяк­са, глав­ным обра­зом для того, чтобы Улисс, подо­зре­ва­е­мый в убий­стве это­го героя, мог еще раз блес­нуть сво­им крас­но­ре­чи­ем. Отсюда вид­но, насколь­ко рито­ри­че­ской была тра­гедия Акция. Это вполне отве­ча­ло вку­сам рим­лян, ибо тра­гедии Акция ста­ви­лись еще доволь­но дол­го после его смер­ти: напри­мер, в 57 г. — Эври­сак, в 55 г. — Кли­тем­не­стра, в 44 г. — Терей. Неко­то­рые изре­че­ния геро­ев Акция ста­ли афо­риз­ма­ми, напри­мер: Ode­rint, dum me­tuant — Пусть нена­видят, лишь бы боя­лись (Атрей; фр. 5). Акций явля­ет­ся так­же авто­ром двух драм на рим­ские темы. В Бру­те он пред­ста­вил изгна­ние послед­не­го царя Тарк­ви­ния Бру­том. Пред­став­ля­ет­ся прав­до­по­доб­ным, что эта пье­са была напи­са­на в честь нахо­див­ше­го­ся в дру­же­ских отно­ше­ни­ях с Акци­ем Юния Бру­та, кон­су­ла в 138 г. Темой дру­гой дра­мы, Деций (Aenea­dae si­ve De­cius), была доб­ро­воль­ная смерть одно­го из кон­су­лов, Деция Муса (P. De­cius Mus) в бит­ве под Сен­ти­ном в 295 г. В несколь­ких сти­хотвор­ных трак­та­тах Акций изло­жил свои взгляды на театр и раз­лич­ные исто­ри­ко-лите­ра­тур­ные про­бле­мы. Дидак­ти­че­ский харак­тер име­ли Di­das­ca­li­ca в 9 кни­гах, из кото­рых пер­вая была посвя­ще­на эпи­ке, а вто­рая — дра­ма­тур­гии; в этом про­из­веде­нии Акций изло­жил, прав­да очень поверх­ност­но и часто оши­боч­но, хро­но­ло­гию рим­ских писа­те­лей и сооб­ра­же­ния об аутен­тич­но­сти комедий, при­пи­сы­ва­е­мых Плав­ту. На осно­ве сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тов невоз­мож­но одно­знач­но опре­де­лить фор­му это­го про­из­веде­ния; воз­мож­но, это была менип­по­ва сати­ра, то есть про­за, пере­ме­жаю­ща­я­ся со сти­ха­ми (см. Менипп). Вопро­сам дра­ма­тур­гии и теат­ра посвя­тил Акций свою Праг­ма­ти­ку (Prag­ma­ti­ca) (по мень­шей мере в 2 кни­гах). Опи­са­ние еже­год­ных празд­ни­ков содер­жа­ли напи­сан­ные, веро­ят­но, гекза­мет­ром Анна­лы (An­na­les). Хотя назва­ние и отсы­ла­ет к извест­но­му исто­ри­че­ско­му эпо­су Энния, ни один из сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тов не каса­ет­ся исто­ри­че­ских собы­тий. Лишь один, не очень понят­ный фраг­мент сохра­нил­ся из сочи­не­ния Акция Pa­rer­ga (Допол­не­ния), воз­мож­но, пред­став­ляв­ше­го собой дидак­ти­че­скую поэ­му, подоб­ную Трудам и дням Геси­о­да. Пло­дом фило­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Акция была попыт­ка рефор­мы латин­ской орфо­гра­фии. Неиз­вест­но, напи­сал ли Акций об этом отдель­ный труд, в кото­ром изло­жил осно­вы сво­ей рефор­мы, или же исполь­зо­вал новое напи­са­ние толь­ко в сво­их поэ­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях. В любом слу­чае латин­ские грам­ма­ти­ки свиде­тель­ст­ву­ют, что Акций частич­но взял за обра­зец гре­че­скую орфо­гра­фию, пред­ла­гая писать gg вме­сто ng, одна­ко воз­ра­жал про­тив употреб­ле­ния гре­че­ских букв y и z; частич­но же опи­рал­ся на тра­ди­ции дру­гих ита­лий­ских язы­ков, в основ­ном умбрий­ско­го и остий­ско­го, наста­и­вая на удво­е­нии дол­гих глас­ных a, e, o, u, зато дол­гое i пред­ла­гал писать как ei. Следы орфо­гра­фии Акция мы нахо­дим в латин­ских над­пи­сях со 132 г. до пер­вой поло­ви­ны I в. до н. э. Пред­ло­же­ния Акция вызва­ли поле­ми­ку со сто­ро­ны Луци­лия и Варро­на Реа­тин­ско­го.

См. также:
АКЦИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА