Античные писатели

АФРАНИЙ, Луций; Af­ra­nius, Lu­cius, вто­рая поло­ви­на II в. до н. э., рим­ский комедио­граф. Про­ис­хо­дил из пле­бей­ско­го рода, кото­рый уже во II в. до н. э. имел пред­ста­ви­те­лей в сена­те, во вре­ме­на Грак­хов высту­пал в каче­стве ора­то­ра. Из твор­че­ства Афра­ния сохра­ни­лось все­го лишь 200 фраг­мен­тов и око­ло 40 назва­ний. Афра­ний счи­тал­ся — соглас­но мне­нию древ­них — вели­ким, наряду с Тици­ни­ем и Квинк­ци­ем Аттой, пред­ста­ви­те­лем «комедии тоги» (fa­bu­la to­ga­ta). Оста­ва­ясь под вли­я­ни­ем Терен­ция, часто его копи­ро­вал, осо­бен­но в про­ло­гах, кото­рые слу­жи­ли ему рав­но как для экс­по­зи­ции пье­сы, так и для рас­пра­вы с про­тив­ни­ка­ми. Мож­но про­следить так­же свя­зи с Менан­дром и новой комеди­ей. Но это не раб­ское под­ра­жа­ние: моти­вы и ситу­а­ции дей­ст­ви­тель­но свя­за­ны с новой комеди­ей, но здесь отсут­ст­ву­ют бахва­лы, свод­ни­ки, бес­сты­жие рабы, мат­ро­ны сохра­ня­ют свое досто­ин­ство. Местом дей­ст­вия часто явля­ют­ся малые город­ки и их жизнь, пока­зан­ная во вре­мя празд­ни­ков или судеб­ных раз­би­ра­тельств. Назва­ния комедий гово­рят об их содер­жа­нии: Неза­ви­си­мый сын (Eman­ci­pa­tus), Сест­ры (So­ro­res), Золов­ки (Frat­riae), Пасы­нок (Pri­vig­nus), Раз­вод (Di­vor­tium), Иму­ще­ство (De­po­si­tium), Пись­мо (Epis­tu­la), Про­цес­сия (Pom­pa), Празд­ни­ки (Com­pi­ta­lia) и др. Един­ст­вен­ное гре­че­ское назва­ние Thais было под­ска­за­но тема­ти­кой, почерп­ну­той из гре­че­ской комедии, веро­ят­но у Менанд­ра. Афра­ний был одним из самых популяр­ных комедио­гра­фов Рима, а его пье­сы дол­го дер­жа­лись на сце­нах. Цице­рон вспо­ми­на­ет поста­нов­ку комедии Лице­мер (Si­mu­lans), а во вре­ме­на Неро­на еще игра­ли Пожар (In­cen­dium) с насто­я­щим сжи­га­ни­ем дома на сцене.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА