Античные писатели

АГИОГРАФЫ — гре­че­ские и латин­ские хри­сти­ан­ские писа­те­ли, авто­ры био­гра­фий свя­тых. Про­из­веде­ния агио­гра­фов обла­да­ют раз­лич­ной исто­ри­че­ской цен­но­стью. Агио­гра­фия — это раз­но­вид­ность аске­ти­че­ской лите­ра­ту­ры. Фор­му сво­их про­из­веде­ний агио­гра­фы свя­зы­ва­ли с ранее создан­ны­ми Дела­ми муче­ни­ков, апоф­тег­ма­та­ми и жиз­не­опи­са­ни­я­ми зна­ме­ни­тых людей в язы­че­ской лите­ра­ту­ре. Пер­вым агио­гра­фом счи­та­ет­ся Афа­на­сий Вели­кий, при­над­ле­жа­щее перу кото­ро­го Житие св. Анто­ния ока­за­ло огром­ное вли­я­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие это­го жан­ра. За Афа­на­си­ем на Восто­ке сле­до­ва­ли такие авто­ры, как Фео­до­рет, Герон­тий Пре­сви­тер (ум. в 485 г.), автор жиз­не­опи­са­ния Житие св. Мела­нии (по-гре­че­ски), Кал­ли­ник (ум. во вто­рой пол. V в.), напи­сав­ший Житие св. Ипа­тии (по-гре­че­ски), и нако­нец, Кирилл из Ски­фо­по­ля (ум. ок. 558 г.), автор 6 напо­ло­ви­ну леген­дар­ных био­гра­фий. Зна­чи­тель­ной в све­те вли­я­ния на сред­не­ве­ко­вую лите­ра­ту­ру была так­же Жизнь св. Алек­сея, напи­сан­ная, по-види­мо­му, в V в., текст кото­рой сохра­нил­ся в сирий­ском пере­во­де. Самым извест­ным агио­гра­фом, писав­шим по-гре­че­ски, был Пал­ла­дий. Ран­не­хри­сти­ан­ская агио­гра­фия ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие агио­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры в визан­тий­ский пери­од и на фор­ми­ро­ва­ние и даль­ней­шее раз­ви­тие латин­ской агио­гра­фии. Самое древ­нее про­из­веде­ние латин­ской агио­гра­фии — напи­сан­ное в середине III в. диа­ко­ном Пон­ти­ем (Pon­tius) Житие св. Кипри­а­на, епи­ско­па Кар­фа­ге­на. Сре­ди латин­ских авто­ров осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет содер­жа­щее агио­гра­фи­че­ские эле­мен­ты сочи­не­ние Иеро­ни­ма О слав­ных мужах, кото­рое впо­след­ст­вии было допол­не­но после­до­ва­те­ля­ми авто­ра: Ген­на­ди­ем, а затем Иси­до­ром Севиль­ским и Иль­де­фон­со Толед­ским. Наряду с жити­я­ми свя­тых отшель­ни­ков на Запа­де созда­ва­лись био­гра­фии выдаю­щих­ся епи­ско­пов. К наи­бо­лее талант­ли­вым агио­гра­фам это­го направ­ле­ния сле­ду­ет при­чис­лить Сим­пли­ция Севе­ра, Пав­ли­на Медио­лан­ско­го (IV/V в.), созда­те­ля Жития св. Амвро­сия, и Пос­сидия из Кала­мы (IV/V в.), авто­ра Жития св. Авгу­сти­на. В более позд­ний пери­од латин­ские агио­гра­фы при­спо­со­би­лись к мен­таль­но­сти раз­ных наро­дов, а умно­жая опи­са­ния чудес и вся­че­ских необыч­ных явле­ний, созда­ли новый, соб­ст­вен­но сред­не­ве­ко­вый лите­ра­тур­ный жанр, в кото­ром исто­ри­че­ская прав­да игра­ла уже вто­рич­ную роль. Одна­ко его появ­ле­ние было под­готов­ле­но про­из­веде­ни­я­ми древ­них агио­гра­фов, хотя они гораздо в боль­шей сте­пе­ни были при­вя­за­ны к исто­рии.

См. также:
АГИОГРАФИЯ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА