Античные писатели

ВАКХИЛИД; Bak­chy­li­des, с Кео­са, ок. 518 — ок. 450 гг. до н. э., гре­че­ский лири­че­ский поэт. Родил­ся на ост­ро­ве Кеос, побли­зо­сти от Атти­ки. Его дядя, извест­ный поэт Симо­нид, веро­ят­но, научил его пра­ви­лам состав­ле­ния хоро­вых песен и помо­гал полу­чать зака­зы. Вак­хи­лид писал для пред­ста­ви­те­лей могу­ще­ст­вен­ных фес­са­лий­ских родов, для Алек­сандра I — царя Македо­нии, для Гиеро­на I — тира­на Сира­куз, для жите­лей Эги­ны, Афин и род­но­го Кео­са. Быть может, он совер­шил несколь­ко путе­ше­ст­вий. Наи­бо­лее веро­ят­но путе­ше­ст­вие на Сици­лию ко дво­ру Гиеро­на. За полу­че­ние зака­зов Вак­хи­лид сопер­ни­чал с Пин­да­ром. Оба созда­ва­ли пес­ни в честь чле­нов одних родов и три­жды про­слав­ля­ли в одах одну и ту же победу на играх. В кон­це жиз­ни Вак­хи­лид, при­го­во­рен­ный к изгна­нию, пере­брал­ся на Пело­пон­нес. Послед­няя из извест­ных нам его песен дати­ру­ет­ся 452 г. Вак­хи­лид работал во мно­гих жан­рах хоро­вой лири­ки, но сохра­нив­ши­е­ся под его име­нем эпи­грам­мы не явля­ют­ся под­лин­ны­ми. В элли­ни­сти­че­ский пери­од твор­че­ство Вак­хи­лида было разде­ле­но на 9 книг в соот­вет­ст­вии с жан­ра­ми: I. Гим­ны (фр.); II. Пеа­ны (фр.); III. Дифи­рам­бы (сохра­ни­лись 6 из них, неко­то­рые силь­но попор­чен­ные); IV. Про­со­дии (пес­ни для про­цес­сий; фр.); V. Пар­фе­нии (пес­ни для хоров деву­шек); VI. Гипор­хе­ма­ты (тан­це­валь­ные пес­ни; фр.); VII. Энко­мии (хва­леб­ные пес­ни) или Ско­лии (застоль­ные пес­ни; фр.); VIII. Эпи­ни­кии (пес­ни в честь спор­тив­ных побед; сохра­ни­лись 14, неко­то­рые попор­че­ны); IX. Эро­ти­ки (любов­ные пес­ни; фр.). За счет нахо­док папи­ру­сов мы сего­дня луч­ше все­го зна­ем эпи­ни­кии и дифи­рам­бы. Эпи­ни­кии Вак­хи­лида постро­е­ны по тем же пра­ви­лам, что и оды Пин­да­ра, от кото­рых они, одна­ко, отли­ча­ют­ся по сво­е­му харак­те­ру. Не бли­стая ори­ги­наль­ны­ми и сме­лы­ми мета­фо­ра­ми и не дости­гая той суро­вой воз­вы­шен­но­сти, свой­ст­вен­ной Пин­да­ру, они зато про­ще и пол­ны чисто ионий­ско­го изя­ще­ства. Пыш­ный стиль, при­су­щий хоро­вой лири­ке, созда­ет­ся Вак­хи­лидом за счет нагро­мож­де­ния эпи­те­тов вокруг одно­го суще­ст­ви­тель­но­го. Он охот­но употреб­ля­ет слож­ные при­ла­га­тель­ные, мно­гие из кото­рых пред­став­ля­ют собой нео­ло­гиз­мы. Вак­хи­лид вос­хва­ля­ет адре­са­тов сво­их песен и награж­да­ет их изыс­кан­ны­ми ком­пли­мен­та­ми. Пре­крас­ны и поэ­тич­ны повест­во­ва­тель­ные части его про­из­веде­ний, где пред­став­ле­ны сце­ны из жиз­ни богов и геро­ев, они пол­ны дра­ма­ти­че­ско­го напря­же­ния, даже пафо­са. Поэто­му выше эпи­ни­ки­ев ста­вят­ся дифи­рам­бы Вак­хи­лида, явля­ю­щи­е­ся чисто мифо­ло­ги­че­ски­ми повест­во­ва­ни­я­ми в бал­лад­ном сти­ле. Вак­хи­лид исполь­зо­вал менее извест­ные вер­сии мифов, часто обра­щал­ся к атти­че­ской тра­ди­ции. Наи­бо­лее инте­ре­сен дифи­рамб под назва­ни­ем Тесей (The­seus), име­ю­щий фор­му диа­ло­га меж­ду царем Афин Эге­ем и хором. В нем видят ста­дию пере­хо­да от хоро­вой пес­ни к дра­ме, но так как Вак­хи­лид тво­рил уже в пери­од пол­но­го рас­цве­та тра­гедии, то нуж­но пред­по­ло­жить, что имен­но под ее вли­я­ни­ем он при­дал такую фор­му сво­е­му дифи­рам­бу. Из дру­гих про­из­веде­ний и отрыв­ков Вак­хи­лида заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния ско­ли­он, напи­сан­ный для Алек­сандра I, вели­ко­леп­но пере­даю­щий атмо­сфе­ру пира и лег­ко­го опья­не­ния вином. В Алек­сан­дрии Вак­хи­лид был при­чис­лен к кано­ну 9 лири­ков, а его про­из­веде­ния собра­ны и изда­ны (II в. до н. э.). Были напи­са­ны так­же ком­мен­та­рии к его пес­ням. Боль­ше все­го отго­лос­ков твор­че­ства Вак­хи­лида мы нахо­дим у Фео­кри­та. В позд­ней­шие эпо­хи в твор­че­стве Вак­хи­лида иска­ли не столь­ко поэ­ти­че­ских высот, сколь­ко мифо­ло­ги­че­ских, гео­гра­фи­че­ских и др. курье­зов. В Риме более все­го им инте­ре­со­вал­ся Гора­ций. Древ­ние тео­ре­ти­ки лите­ра­ту­ры, напри­мер Ано­ним, автор трак­та­та О воз­вы­шен­ном, были о нем невы­со­ко­го мне­ния. Одна­ко его дол­го чита­ли, так как он был доволь­но лег­ким поэтом. Его знал еще Юли­ан Отступ­ник, затем его про­из­веде­ния про­па­ли. В 1896 г. Бри­тан­ский музей купил 2 най­ден­ных в Егип­те папи­рус­ных свит­ка, содер­жа­щих эпи­ни­кии и дифи­рам­бы Вак­хи­лида. В XX в. появи­лись новые фраг­мен­ты папи­ру­сов.

См. также:
БАКХИЛИД (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВАКХИЛИД (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • КИНЕФ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА