Античные писатели

АМВРОСИЙ АВРЕЛИЙ; Ambro­sius Aure­lius, св., ок. 337—397 гг. н. э., хри­сти­ан­ский латин­ский писа­тель, Отец и Док­тор Церк­ви. Родил­ся в Тре­ви­зе в извест­ной рим­ской семье. После ран­ней смер­ти отца его мать вме­сте с тре­мя детьми воз­вра­ти­лась в Рим: здесь сест­ра Амвро­сия Мар­це­ли­на посту­пи­ла в мона­стырь, а его брат Сати­рий стал высо­ким государ­ст­вен­ным чинов­ни­ком. По завер­ше­нии рито­ри­че­ско­го и юриди­че­ско­го обра­зо­ва­ния Амвро­сий полу­чил долж­ность управ­ля­ю­ще­го Лигу­ри­ей и Эми­ли­ей с рези­ден­ци­ей в Медио­лане (ок. 370 г.), где стал епи­ско­пом в 374 г. Жиз­не­опи­са­ние Амвро­сия создал его сек­ре­тарь Пав­лин по прось­бе Авгу­сти­на. Амвро­сий ока­зал боль­шое вли­я­ние на цер­ков­ную и поли­ти­че­скую жизнь сво­его вре­ме­ни, несо­мнен­но, в неко­то­рой сте­пе­ни бла­го­да­ря зани­мае­мой им долж­но­сти. Он рато­вал за при­зна­ние гла­вен­ства хри­сти­ан­ской рели­гии, вме­ши­вал­ся в вопро­сы обще­ст­вен­ной жиз­ни, добил­ся пре­кра­ще­ния государ­ст­вен­ных дота­ций на под­дер­жа­ние язы­че­ско­го куль­та и в 382 г. — уда­ле­ния ста­туи боги­ни победы (Vic­to­ria) из зала заседа­ний сена­та. С мне­ни­ем Амвро­сия счи­та­лись импе­ра­то­ры того вре­ме­ни. Амвро­сий умер в Медио­лане 4.IV.397. После полу­че­ния епи­скоп­ско­го сана Амвро­сий раз­вил ожив­лен­ную писа­тель­скую дея­тель­ность в раз­лич­ных обла­стях тео­ло­гии. К важ­ней­шим сочи­не­ни­ям Амвро­сия отно­сят­ся: Гек­са­ме­рон (ком­мен­та­рий к 6 дням тво­ре­ния), опи­раю­щий­ся на трак­тов­ку Васи­ли­ем исто­рии тво­ре­ния из Вет­хо­го Заве­та и Псал­мов, а так­же ряд трак­та­тов, где разъ­яс­ня­ют­ся кни­ги Вет­хо­го Заве­та при помо­щи алле­го­рий Фило­на. Из ком­мен­та­ри­ев к Ново­му Заве­ту осо­бую цен­ность пред­став­ля­ет ком­мен­та­рий к Еван­ге­лию от Луки (см. Биб­лия). Из писа­ний на эти­че­ские темы нуж­но назвать: О духов­ных обя­зан­но­стях (De of­fi­ciis mi­nistro­rum), посо­бие по хри­сти­ан­ской эти­ке, опи­раю­ще­е­ся на сочи­не­ние Цице­ро­на De of­fi­ciis, а так­же рад трак­та­тов о дев­ст­вен­но­сти. Из дог­ма­ти­че­ских сочи­не­ний важ­ней­ши­ми пред­став­ля­ют­ся: трак­тат О вере (De fi­de) — отправ­лен­ный импе­ра­то­ру Гра­ци­а­ну; О Духе Свя­том (De Spi­ri­tu Sancto) — напи­сан­ный по зака­зу Гра­ци­а­на, О пока­я­нии (De poe­ni­ten­tia). Сохра­ни­лись и его кате­хи­зис­ные сочи­не­ния, самые зна­чи­тель­ные из кото­рых Тай­ны (De mys­te­riis) и Таин­ства (De Sac­ra­men­tis). Из речей сле­ду­ет упо­мя­нуть На смерть бра­та Сати­рия (De exes­su frat­ris Sa­ty­ri), На смерть Вален­ти­ни­а­на (De obi­tu Va­len­ti­nia­ni), На смерть Фео­до­сия (De obi­tu Theo­do­sii), напи­сан­ные соглас­но рито­ри­че­ским кано­нам и обна­ру­жи­ваю­щие пре­крас­ную осве­дом­лен­ность Амвро­сия в этой обла­сти. Для зна­ком­ства с про­из­веде­ни­я­ми и направ­ле­ни­я­ми, гос­под­ст­во­вав­ши­ми в ту эпо­ху, чрез­вы­чай­но важ­ны пись­ма (их все­го 91). Амвро­сий так­же явля­ет­ся авто­ром несколь­ких десят­ков гим­нов (уче­ные назы­ва­ют раз­лич­ное их чис­ло). На язык и стиль боль­шое вли­я­ние ока­за­ла рито­ри­ка, а в более позд­ний пери­од — изу­че­ние и чте­ние Отцов Церк­ви и рели­ги­оз­ных писа­те­лей Восточ­ной импе­рии. Амвро­сий при­над­ле­жал к уже тогда ред­ким латин­ским писа­те­лям, знаю­щим гре­че­ский язык. Амвро­сий спо­соб­ст­во­вал даль­ней­шей адап­та­ции латин­ско­го язы­ка к нуж­дам хри­сти­ан­ской нау­ки. Вли­я­ние Амвро­сия на фор­ми­ро­ва­ние като­ли­че­ской эти­ки и тео­ло­гии было очень вели­ко: набор прак­ти­че­ских ука­за­ний (касаю­щих­ся жиз­ни общи­ны веру­ю­щих), содер­жа­щий­ся в сочи­не­ни­ях Амвро­сия, в нема­лой сте­пе­ни сфор­ми­ро­вал позд­ней­шие взгляды на эти вопро­сы. Амвро­сий поль­зо­вал­ся огром­ным авто­ри­те­том на Запа­де, о чем луч­ше все­го свиде­тель­ст­ву­ет его титул Док­то­ра Церк­ви. Нема­ло ува­же­ния при­ба­ви­ло ему его бла­го­род­ное, хотя кате­го­рич­ное и порой дес­по­тич­ное поведе­ние.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА