Античные писатели

АПОКРИФЫ (гр. apok­ry­pha), про­из­веде­ния рели­ги­оз­но­го харак­те­ра хри­сти­ан­ско­го, гно­сти­че­ско­го или иудей­ско­го про­ис­хож­де­ния, под име­нем биб­лей­ско­го пер­со­на­жа. Их целью явля­лось допол­не­ние книг Свя­щен­но­го Писа­ния. Апо­кри­фы, касаю­щи­е­ся Вет­хо­го Заве­та, созда­ва­лись со II в. до н. э., а отно­ся­ща­еся к Ново­му Заве­ту — со II в. н. э. Их обо­зна­ча­ли тер­ми­ном apok­ry­phon (тай­ный), ибо они содер­жа­ли исти­ны для посвя­щен­ных. Апо­кри­фы име­ли двой­ную цель: изло­жить инфор­ма­цию каса­тель­но фак­тов, о кото­рых Свя­тое Писа­ние умал­чи­ва­ет либо гово­рит вскользь, а так­же выра­зить опре­де­лен­ное рели­ги­оз­ное содер­жа­ние. Апо­кри­фы слу­жи­ли так­же сред­ст­вом про­па­ган­ды в ран­нем хри­сти­ан­стве, шла ли речь об иудео­хри­сти­а­нах, гно­сти­ках или ере­ти­че­ских сек­тах. Часто Апо­кри­фы содер­жат откро­ве­ния, дан­ные отдель­ным людям. Апо­кри­фы раз­ви­ва­лись, раз­рас­та­лись, в резуль­та­те мы име­ем про­из­веде­ния, демон­стри­ру­ю­щие основ­ные эта­пы раз­ви­тия дан­но­го апо­кри­фа. Апо­кри­фы сохра­ни­лись почти на всех язы­ках хри­сти­ан­ской древ­но­сти (латин­ском, гре­че­ском, сирий­ском, армян­ском, гру­зин­ском, эфи­оп­ском, ста­ро­сла­вян­ском, кельт­ском и др.). По мере фор­ми­ро­ва­ния кано­на Свя­то­го Писа­ния, апо­кри­фы оста­ва­лись за чер­той: состав­ля­лись спис­ки кано­ни­че­ских книг, а так­же запре­щен­ных апо­кри­фи­че­ских сочи­не­ний. Несмот­ря на это, апо­кри­фы поль­зо­ва­лись огром­ной популяр­но­стью, что нашло отра­же­ние, в част­но­сти, в народ­ной лите­ра­ту­ре и в про­из­веде­ни­ях пла­сти­че­ских искусств; сыг­ра­ли они так­же важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии куль­ту­ры. К зна­чи­тель­ней­шим вет­хо­за­вет­ным апо­кри­фам при­над­ле­жат: Муче­ни­че­ство Исайи, Псал­мы Соло­мо­на, Дея­ния Ахи­ка­ра и др. Пере­пи­сан­ные по-ара­мей­ски или по-гре­че­ски, они сохра­ни­лись часто толь­ко в пере­во­дах. Ново­за­вет­ные апо­кри­фы делят­ся подоб­но само­му Ново­му Заве­ту на еван­ге­лия, дея­ния апо­сто­лов, посла­ния и откро­ве­ния. Еван­ге­лия: суще­ст­ву­ет груп­па еван­ге­лий, сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тар­но, а так­же неко­то­рое чис­ло логий, то есть повест­во­ва­ний о Хри­сте (автор­ство боль­шин­ства из них не уста­нов­ле­но); самое извест­ное собра­ние логий — най­ден­ное в Наг-Хам­ма­де Еван­ге­лие от Фомы (копт­ское). Сохра­нив­ши­е­ся Еван­ге­лия разде­ля­ют­ся на рас­ска­зы­ваю­щие о дет­стве Хри­ста (так назы­вае­мые Пра­то­е­ван­ге­лие Иако­ва, Еван­ге­лие псев­до-Мат­фея, Еван­ге­лие псев­до-Фомы, восточ­ные еван­ге­лия о дет­стве), еван­ге­лие стра­стей (Еван­ге­лие Нико­ди­ма и цикл Пила­та), так назы­вае­мые Воз­не­се­ния (сбор­ник опи­са­ний воз­не­се­ния Марии). К еван­ге­ли­ям мож­но при­чис­лить так­жа и Исто­рию Иоси­фа-масте­ра. Апо­кри­фи­че­ские дея­ния апо­сто­лов рас­ска­зы­ва­ют о дея­тель­но­сти апо­сто­лов в фор­ме, при­бли­жен­ной к гре­че­ско­му рома­ну. К ним при­над­ле­жат дея­ния Пет­ра, Пав­ла, Андрея, Фад­дея, Фомы, Иоан­на. К этой же груп­пе мож­но при­чис­лить так назы­вае­мые Псев­до­кли­мен­ти­ны. Из апо­кри­фи­че­ских посла­ний нуж­но назвать пере­пис­ку Хри­ста и Абга­ра, а так­же св. Пав­ла и Сене­ки. К откро­ве­ни­ям при­над­ле­жат про­из­веде­ния, свя­зан­ные со смер­тью Марии и ее поту­сто­рон­ним путе­ше­ст­ви­ем, и откро­ве­ния Иоан­на, Пав­ла и т. д.

См. также:
АПОКРИФЫ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ЭПОД, ЕПОД • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА