Античные писатели

АПОЛЛОДОР; Apol­lo­do­ros, из Афин, ок. 180 — ок. 110 гг. до н. э., гре­че­ский эрудит и фило­лог. Моло­дость про­вел в род­ном горо­де, где учил­ся у сто­и­ка Дио­ге­на из Селев­кии. Затем жил в Алек­сан­дрии, работал там под руко­вод­ст­вом Ари­стар­ха Само­фра­кий­ско­го до 145 г., когда Пто­ле­мей VIII изгнал уче­ных из сво­ей сто­ли­цы. Апол­ло­дор пере­брал­ся в Пер­гам, откуда через неко­то­рое вре­мя воз­вра­тил­ся в Афи­ны. Свое боль­шое про­из­веде­ние Хро­ни­ки в 3 кни­гах Апол­ло­дор посвя­тил царю Пер­га­ма Атта­лу II. Оно охва­ты­ва­ло пери­од с Тро­ян­ской вой­ны (паде­ние Трои дати­ро­ва­лось 1184/83 гг.) до эпо­хи, совре­мен­ной авто­ру. В сво­ей рабо­те Апол­ло­дор преж­де все­го опи­рал­ся на иссле­до­ва­ния Эра­то­сфе­на, опус­кая его мате­ма­ти­че­ские рас­суж­де­ния, зато он, по неко­то­рым дан­ным, ввел поня­тие «акме» (досл. «вер­ши­на»), то есть выс­шей точ­ки чело­ве­че­ской жиз­ни, при­хо­дя­щей­ся, по пред­став­ле­ни­ям того вре­ме­ни, при­мер­но на 40-й ее год. Это поня­тие было очень важ­ным для эпо­хи, когда ред­ко уда­ва­лось точ­но уста­но­вить дату рож­де­ния и смер­ти извест­но­го чело­ве­ка. Про­из­веде­ние Апол­ло­до­ра, очень раз­но­сто­рон­нее, изла­га­ло не толь­ко фак­ты, отно­сив­ши­е­ся к поли­ти­че­ским собы­ти­ям, но и к куль­тур­ной исто­рии гре­че­ско­го мира. Автор, не имев­ший, как при­ня­то счи­тать, поэ­ти­че­ских амби­ций, напи­сал его ямби­че­ским три­мет­ром преж­де все­го затем, чтобы облег­чить запо­ми­на­ние содер­жав­ших­ся в нем сведе­ний, кото­рые дошли до нас, несмот­ря даже на исчез­но­ве­ние само­го про­из­веде­ния, в виде мно­го­чис­лен­ных цитат у позд­ней­ших писа­те­лей и ком­мен­та­то­ров. Таким обра­зом, мы обя­за­ны Апол­ло­до­ру бога­той инфор­ма­ци­ей о жиз­ни и твор­че­стве основ­ных гре­че­ских поэтов и фило­со­фов. Дру­гая несо­хра­нив­ша­я­ся работа Апол­ло­до­ра О богах (Pe­ri theon) в 24 кни­гах содер­жа­ла резуль­та­ты иссле­до­ва­ний авто­ром употреб­ля­е­мых Гоме­ром имен и эпи­те­тов богов и их зна­че­ния. Это про­из­веде­ние ста­ло важ­ным источ­ни­ком для позд­ней­ших фило­ло­гов и ком­мен­та­то­ров. Третьим сочи­не­ни­ем Апол­ло­до­ра был обшир­ный (12 книг) ком­мен­та­рий к так назы­вае­мо­му «спис­ку кораб­лей» из II кни­ги Или­а­ды Гоме­ра, извест­ный в основ­ном из обшир­ных цитат у Стра­бо­на, кото­рые поз­во­ля­ют увидеть как скру­пу­лез­ную точ­ность работы фило­ло­га, так и здра­вый смысл, удер­жав­ший Апол­ло­до­ра от алле­го­ри­че­ской интер­пре­та­ции в духе Кра­те­та из Малл. Дру­гие, более мел­кие про­из­веде­ния Апол­ло­до­ра погиб­ли. Но под его име­нем сохра­ни­лась Биб­лио­фи­ка, про­за­и­че­ское сочи­не­ние, изла­гаю­щее в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке мифы: от нача­ла вре­мен до Одис­сея и его потом­ков. Была созда­на, веро­ят­но, в I в. н. э., не име­ет цен­но­сти в каче­стве источ­ни­ка. Ее неиз­вест­но­го авто­ра обыч­но назы­ва­ют псев­до-Апол­ло­до­ром.

См. также:
АПОЛЛОДОР (Словарь античности)
АПОЛЛОДОР (Античные писатели)
АПОЛЛОДОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДИОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА