Античные писатели

«AP­PEN­DIX VER­GI­LIA­NA», собра­ние раз­лич­ных латин­ских поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний I в. до н. э. и I в. н. э., при­пи­сы­ва­е­мых еще с древ­но­сти моло­до­му Вер­ги­лию. Вслед за Све­то­ни­ем Донат назы­ва­ет про­из­веде­ни­я­ми Вер­ги­лия сле­дую­щие сочи­не­ния: Ca­ta­lep­ton, Priaреа (см. При­а­пея), Epig­ram­ma­ta, Di­rae, Ci­ris, Cu­lex, Aet­na. Ca­ta­lep­ton (досл. «оскол­ки») пред­став­ля­ет собой собра­ние 14 эпи­грамм (неко­то­рые, воз­мож­но, под­лин­ные, напри­мер, 5 — про­ща­ние с рито­ри­кой) раз­но­род­но­го содер­жа­ния, напи­сан­ных раз­ны­ми раз­ме­ра­ми и нерав­но­знач­ных по худо­же­ст­вен­ной цен­но­сти. Про­кля­тия (Di­rae) — при­пи­сы­ва­е­мое Вале­рию Като­ну про­из­веде­ние из 180 гекза­мет­ров, искус­ное постро­е­ние кото­ро­го свиде­тель­ст­ву­ет о том, что оно вышло из-под пера худож­ни­ка. Пер­вая часть (ст. 1—103) содер­жит про­кля­тия, бро­шен­ные поэтом сво­е­му дому, кото­рый он утра­чи­ва­ет вме­сте со сво­ей воз­люб­лен­ной. Сле­дую­щие 80 гекза­мет­ров про­из­во­дят впе­чат­ле­ние отдель­но­го про­из­веде­ния буко­ли­че­ско­го харак­те­ра, име­ю­ще­го даже отдель­ное назва­ние — Лидия (имя утра­чен­ной воз­люб­лен­ной поэта). Кирис (Ci­ris) (назва­ние мор­ской пти­цы) — эпи­ли­он, посвя­щен­ный Мес­са­лу, создан­ный, веро­ят­но, в его кру­гу. Сюжет про­из­веде­ния, взя­тый из Мета­мор­фоз Пар­фе­ния, пред­став­ля­ет исто­рию Скил­лы, доче­ри Ниса, кото­рая пре­да­тель­ски отда­ла сво­его отца в руки Мино­са и была пре­вра­ще­на бога­ми в мор­скую пти­цу, назван­ную Кирис. Это сочи­не­ние, выдер­жан­ное в духе алек­сан­дрий­ской поэ­зии, во мно­гих местах неяс­ное и изоби­лу­ю­щее изыс­кан­ны­ми выра­же­ни­я­ми, веро­ят­но, при­над­ле­жит одно­му из искус­ных под­ра­жа­те­лей Вер­ги­лия. Комар (Cu­lex) — эпи­ли­он, опи­сы­ваю­щий тра­ги­че­скую смерть кома­ра. К спя­ще­му в жар­кий пол­день пас­ту­ху при­бли­жа­ет­ся ядо­ви­тая змея. Комар вовре­мя будит пас­ту­ха сво­им уку­сом, одна­ко сам поги­ба­ет от его руки. Затем он явля­ет­ся во сне пас­ту­ху с жало­бой, что погиб, спа­сая его жизнь, и дол­жен теперь жить в цар­стве теней (Аид опи­сан в дета­лях), непо­гре­бен­ный. Про­будив­шись, пас­тух ста­вит кома­ру над­гро­бие с хва­леб­ной над­пи­сью. Автор упо­доб­ля­ет­ся моло­до­му Вер­ги­лию, посвя­щаю­ще­му свою поэ­му моло­до­му импе­ра­то­ру Авгу­сту. Хотя Лукан, Ста­ций и Мар­ци­ал счи­та­ли поэ­му под­лин­ной, это, вне сомне­ния, лишь под­ра­жа­ние, инте­рес­ное, одна­ко, в каче­стве паро­дии на боль­шой эпос (ср. Вой­на мышей и лягу­шек). Этна (Aet­na) пред­став­ля­ет собой дидак­ти­че­скую поэ­му (создан­ную после 65 г. н. э.), в кото­рой автор, отре­ка­ясь от мифо­ло­ги­че­ских фан­та­зий, пыта­ет­ся в 646 гекза­мет­рах объ­яс­нить при­чи­ны извер­же­ний Этны. Позд­нее нача­ли вклю­чать в Ap­pen­dix Ver­gi­lia­na и дру­гие про­из­веде­ния: Трак­тир­щи­ца (Co­pa) изо­бра­жа­ет сирий­скую трак­тир­щи­цу, пред­ла­гаю­щую путе­ше­ст­вен­ни­ку отдых в сво­ей гости­ни­це, вино, жен­щин и игру в кости; Mo­re­tum (назва­ние куша­нья) — опи­са­ние при­готов­ле­ния дере­вен­ско­го зав­тра­ка бед­ным селя­ни­ном; и нако­нец, две не слиш­ком удач­ные эле­гии на смерть Меце­на­та.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА