Античные писатели

АПУЛЕЙ, Луций; Apu­lei­us, Lu­cius (?), род. ок. 125 г. н. э. в Мадав­ре в Нуми­дии, ум. после 170 (?) г., рим­ский писа­тель, ора­тор, фило­соф. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­ной рим­ской семьи, издав­на осев­шей в Афри­ке. Апу­лей полу­чил глу­бо­кое и все­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Начат­ки наук изу­чал на родине, затем учил­ся в Кар­фа­гене и в Афи­нах, где позна­ко­мил­ся с фило­со­фи­ей Пла­то­на. Мно­го путе­ше­ст­во­вал, осо­бен­но по Гре­ции и Восто­ку, где он столк­нул­ся со мно­ги­ми куль­та­ми и мисте­ри­я­ми. В Риме высту­пал как ора­тор и адво­кат, а так­же начал лите­ра­тур­ную дея­тель­ность. Воз­вра­тив­шись в Афри­ку, женил­ся в Эе (сего­дня: Три­по­ли) на состо­я­тель­ной вдо­ве Пуден­тил­ле, мно­го стар­ше себя. Род­ст­вен­ни­ки жены обви­ни­ли его в том, что он скло­нил ее к бра­ку при помо­щи кол­дов­ства. Оправ­дан­ный (158 г.), тем не менее, оста­вил Эе и пере­ехал в Кар­фа­ген, где про­сла­вил­ся как фило­соф, ора­тор и поэт. Он стал жре­цом куль­та импе­ра­то­ра в про­вин­ции Афри­ка. Во мно­гих горо­дах этой про­вин­ции про­из­но­сил пуб­лич­ные речи и читал лек­ции. Апу­лей оста­вил бога­тое наследие, вклю­чав­шее про­из­веде­ния раз­лич­но­го содер­жа­ния. Писал и по-латы­ни, и по-гре­че­ски. Место в исто­рии миро­вой лите­ра­ту­ры ему обес­пе­чи­ли Мета­мор­фо­зы (Me­ta­mor­pho­seon, lib­ri XI) в 11 кни­гах, един­ст­вен­ный сохра­нив­ший­ся латин­ский роман, осно­ван­ный на Пре­вра­ще­ни­ях Луция из Патр, сокра­щен­ный вари­ант кото­рых Луций, или Осел сохра­нил­ся под име­нем Луки­а­на (одна­ко автор­ство Луки­а­на оспа­ри­ва­ет­ся неко­то­ры­ми иссле­до­ва­те­ля­ми). Быто­вой роман Апу­лея — частью фан­та­сти­ко-роман­ти­че­ский, частью реа­ли­стич­но-сати­ри­ко-коми­че­ский — изве­стен так­же под назва­ни­ем Золо­той осел (Asi­nus aure­us). «Золо­той», соглас­но неко­то­рым интер­пре­та­то­рам, пото­му что про­из­веде­ние было чрез­вы­чай­но зна­ме­ни­то, цени­лось, как золо­то; соглас­но дру­гим — назва­ние име­ло целью отде­лить необыч­но­го осла, наде­лен­но­го разу­мом и чув­ства­ми, от нор­маль­ных ослов. Апу­лей от пер­во­го лица опи­сы­ва­ет при­клю­че­ния моло­до­го Луция из Корин­фа, кото­рый при­ез­жа­ет в стра­ну вол­шеб­ства Фес­са­лию, чтобы научить­ся магии. По ошиб­ке пре­вра­щен­ный в осла, он тем не менее сохра­ня­ет чело­ве­че­ский разум и чув­ства. В сво­ем новом обли­чье он пере­хо­дит из рук в руки, пере­жи­ва­ет уди­ви­тель­ней­шие при­клю­че­ния, тер­пит стра­да­ния и уни­же­ния, узна­ет, слы­шит и видит мно­гие люд­ские поро­ки, пре­ступ­ле­ния и низо­сти в поис­ках роз, чтобы, в соот­вет­ст­вии с сек­ре­та­ми маги­че­ско­го искус­ства, их посред­ст­вом вер­нуть чело­ве­че­ский облик. Нако­нец, мило­стью боги­ни Иси­ды он полу­ча­ет иско­мое из рук жре­ца и сно­ва ста­но­вит­ся чело­ве­ком. С тех пор он слу­жит богине Иси­де как ее горя­чий почи­та­тель и жрец. Он про­хо­дит посвя­ще­ния в ее мисте­рии, а затем и в мисте­рии Оси­ри­са. Учи­ты­вая такое окон­ча­ние исто­рии, а так­же подроб­ное опи­са­ние обрядов куль­та Иси­ды и Оси­ри­са, Апу­лей счи­та­ет­ся про­па­ган­ди­стом этих мисте­рий. В науч­ной лите­ра­ту­ре извест­но так­же алле­го­ри­че­ское объ­яс­не­ние рома­на Апу­лея: чело­ве­че­ская душа после мно­гих стра­да­ний нахо­дит спа­се­ние в мисте­ри­ях. В основ­ное раз­ви­тие дей­ст­вия Апу­лей впле­та­ет мно­же­ство раз­лич­ных новелл. Наи­бо­лее извест­на повесть об Аму­ре и Пси­хее, в кото­рую Апу­лей вво­дит пла­то­ни­че­скую алле­го­рию, гово­ря­щую о спа­се­нии чело­ве­че­ской души (Пси­хея) через любовь (Амур). Мета­мор­фо­зы пред­став­ля­ют собой обиль­ный и важ­ный источ­ник иссле­до­ва­ний быто­во­го укла­да антич­но­го мира, а так­же инте­рес­ны сво­им бога­тым раз­но­об­раз­ным содер­жа­ни­ем и с точ­ки зре­ния худо­же­ст­вен­ной фор­мы. Из речей Апу­лея самой зна­чи­тель­ной пред­став­ля­ет­ся Апо­ло­гия, или В защи­ту само­го себя от обви­не­ний в магии (Apo­lo­gia si­ve Pro se de ma­gia li­ber), един­ст­вен­ная судеб­ная речь, сохра­нив­ша­я­ся от вре­мен Импе­рии. Апу­лей защи­ща­ет­ся от обви­не­ния в том, что он опа­сен для окру­жаю­щих. Целью его речи было не толь­ко отве­сти обви­не­ние как абсурд­ное и высме­ять обви­ни­те­лей как низ­ких и без­нрав­ст­вен­ных про­фа­нов, но так­же про­де­мон­стри­ро­вать в пол­ной мере свой талант и уче­ность. Извест­ный ора­тор, Апу­лей мно­го раз высту­пал пуб­лич­но в раз­ных горо­дах, про­из­но­ся пока­за­тель­ные речи или речи на слу­чай, бла­го­да­ря чему полу­чил извест­ность, а с ней зна­ки отли­чия, памят­ни­ки, похваль­ные над­пи­си. Сохра­ни­лась анто­ло­гия Фло­риды (Flo­ri­da), собра­ние 23 длин­ных выпи­сок из его речей раз­лич­но­го содер­жа­ния: вос­хва­ле­ния рим­ских чинов­ни­ков, декла­ма­ции о гре­че­ских писа­те­лях и фило­со­фах, опи­са­ния стран, людей, живот­ных и при­ро­ды. Поми­мо ора­тор­ской, Апу­лей актив­но зани­мал­ся популя­ри­за­тор­ской дея­тель­но­стью в раз­лич­ных обла­стях зна­ния (осо­бен­но в отно­ше­нии фило­со­фии и есте­ствен­ных наук). Апу­лей счи­тал­ся пла­то­ни­че­ским фило­со­фом и стре­мил­ся доне­сти до обще­ст­вен­но­сти уче­ние вели­ко­го учи­те­ля. Он напи­сал трак­тат О Пла­тоне и его уче­нии (De Pla­to­ne et eius dog­ma­te). Это попыт­ка пред­ста­вить в крат­ком очер­ке все уче­ние Пла­то­на. В двух кни­гах Апу­лей пред­ста­вил пла­то­нов­скую есте­ствен­ную фило­со­фию и эти­ку, свя­зан­ную с уче­ни­ем о государ­стве. Ого­во­рен­ная во вступ­ле­нии, но нена­пи­сан­ная III кни­га, посвя­щен­ная диа­лек­ти­ке, была заме­ще­на неболь­шим сочи­не­ни­ем Апу­лея с гре­че­ским назва­ни­ем О выра­же­ни­ях (Pe­ri her­me­neias), назы­ва­ет­ся так­же De syl­lo­gis­mus ca­te­go­ri­cis, сухой очерк фор­маль­ной логи­ки соглас­но Ари­сто­те­лю и пери­па­те­ти­кам. Дру­гое фило­соф­ское сочи­не­ние — это трак­тат О боже­стве Сокра­та (De deo Soc­ra­tis), популяр­ное изло­же­ние уче­ния Пла­то­на о демо­нах, посред­ни­ках меж­ду бога­ми и людь­ми. К демо­нам Апу­лей при­чис­ля­ет духов-покро­ви­те­лей, при­креп­лен­ных к каж­до­му чело­ве­ку, а сле­до­ва­тель­но, и к Сокра­ту. Посколь­ку про­из­веде­ние затра­ги­ва­ло вопрос, инте­ре­су­ю­щий и языч­ни­ков, и хри­сти­ан, оно сыг­ра­ло зна­чи­тель­ную роль в сред­не­ве­ко­вой демо­но­ло­гии. Под име­нем Апу­лея сохра­ни­лось так­же сочи­не­ние О Все­лен­ной (De mun­do). Воль­ное пере­ло­же­ние гре­че­ско­го трак­та­та, при­пи­сы­вае­мо­го Ари­сто­те­лю. Апу­лей назы­вал себя пла­то­ни­че­ским фило­со­фом, одна­ко его пла­то­низм носит эклек­ти­че­ский харак­тер. К уче­нию Пла­то­на при­ме­ши­ва­ют­ся восточ­ные, пифа­го­рей­ские, неопи­фа­го­рей­ские, а так­же еги­пет­ские и даже иудей­ские эле­мен­ты. Несмот­ря на это, имен­но вли­я­ние Апу­лея дол­гие годы фор­ми­ро­ва­ло зна­ния об уче­нии Пла­то­на. Апу­лей был пло­до­ви­тым писа­те­лем, но мно­гие его про­из­веде­ния погиб­ли. Сре­ди них сти­хотво­ре­ния на латин­ском и гре­че­ском язы­ках, речи, науч­ные трак­та­ты и др. Под име­нем Апу­лея сохра­ни­лось мно­го сочи­не­ний, неза­слу­жен­но ему при­пи­сан­ных, напри­мер гимн к Эску­ла­пу, гер­ме­ти­че­ский трак­тат (см. Гер­ме­ти­че­ские сочи­не­ния) в фор­ме диа­ло­га под назва­ни­ем Аскле­пий. Твор­че­ство Апу­лея, осо­бен­но Мета­мор­фо­зы, а более все­го повесть об Аму­ре и Пси­хее, нашло мно­же­ство зна­ме­ни­тых под­ра­жа­те­лей и пере­вод­чи­ков (Бок­кач­чо, Сер­ван­тес, Лесаж, Воль­тер, Дид­ро, Гоголь). Про­слав­лен­ные худож­ни­ки исполь­зо­ва­ли сюже­ты его про­из­веде­ний в сво­ем твор­че­стве (Рафа­эль, Клин­гер, Кано­ва). Сре­ди 80 ста­туй, укра­сив­ших гим­на­зию Зевк­сип­па в Кон­стан­ти­но­по­ле, рим­ская лите­ра­ту­ра пред­став­ле­на, кро­ме Вер­ги­лия, толь­ко Апу­ле­ем.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА