Античные писатели

АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ — нача­ло аст­ро­ло­гии, нау­ки, пытаю­щей­ся на осно­ва­нии дви­же­ния небес­ных тел пред­ска­зать ход собы­тий на Зем­ле, было поло­же­но еще в древ­ней Месо­пота­мии. Кое-что из этой тра­ди­ции вос­про­из­вел в сво­их Вави­ло­ни­ках Берос, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ют осно­ва­ние аст­ро­ло­ги­че­ской шко­лы на ост­ро­ве Кос. Аст­ро­ло­ги­че­ская нау­ка сфор­ми­ро­ва­лась в пол­ной мере в элли­ни­сти­че­ский пери­од, исполь­зуя как дости­же­ния гре­че­ской мате­ма­ти­че­ской мыс­ли, так и издав­на про­из­во­див­ши­е­ся в Егип­те и Вави­лоне аст­ро­но­ми­че­ские наблюде­ния. Аст­ро­ло­гии уде­ля­ли вни­ма­ние в сво­их сочи­не­ни­ях такие выдаю­щи­е­ся уче­ные древ­но­сти, как Гип­парх, Нигидий Фигул, Варрон, Клав­дий Пто­ле­мей, а так­же фило­со­фы, осо­бен­но сто­и­ки (преж­де все­го Посидо­ний). Мно­гие аст­ро­ло­ги­че­ские сочи­не­ния сохра­ни­лись меж­ду гер­ме­ти­че­ски­ми писа­ни­я­ми, сре­ди них древ­ней­ший из извест­ных нам пере­чень звезд, дати­ру­е­мый обыч­но II в. до н. э. Боль­шой популяр­но­стью поль­зо­вал­ся аст­ро­ло­ги­че­ский трак­тат, дошед­ший до нас под име­на­ми двух «еги­пет­ских муд­ре­цов», Нехеп­са и Пето­си­ри­са, явля­ю­щи­ми­ся, веро­ят­но, псев­до­ни­мом авто­ра (или авто­ров), писав­ше­го в 150—120 гг. до н. э. (фр.). В I в. тво­рил Мани­лий, а так­же Доро­тей из Сидо­на, автор аст­ро­ло­ги­че­ской поэ­мы в 6 кни­гах, пере­веден­ной еще в III в. н. э. на пах­ла­вей­ский язык, с него — на араб­ский (пере­вод сохра­нил­ся). В152—162 гг. Вет­тий Валенс из Антио­хии напи­сал аст­ро­ло­ги­че­ское про­из­веде­ние под назва­ни­ем Анто­ло­гия в 9 кни­гах, кото­рое сохра­ни­лось с мно­го­чис­лен­ны­ми дора­бот­ка­ми и допол­не­ни­я­ми. Аст­ро­ло­ги­че­ские сочи­не­ния оста­ви­ли так­же Фир­мик Матерн и Павел Алек­сан­дрий­ский. Антич­ные аст­ро­ло­ги­че­ские сочи­не­ния ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на араб­скую аст­ро­ло­гию, а впо­след­ст­вии, как через нее, так и непо­сред­ст­вен­но, на всю сред­не­ве­ко­вую аст­ро­ло­гию, учеб­ни­ка­ми кото­рой слу­жи­ли сре­ди про­чих про­из­веде­ния Ара­та (в латин­ском пере­во­де), Пли­ния Стар­ше­го, Гиги­на.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДУРИС САМОССКИЙ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА