Античные писатели

АФАНАСИЙ; св. Atha­na­sios, из Алек­сан­дрии, ок. 295—373 гг. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. В Алек­сан­дрии полу­чил клас­си­че­ское обра­зо­ва­ние. Его харак­тер сфор­ми­ро­ва­ли пре­сле­до­ва­ния Дио­кле­ти­а­на, пре­бы­ва­ние в Еги­пет­ской пустыне у пра­вед­ни­ка Анто­ния, а преж­де все­го тео­ло­ги­че­ские спо­ры IV в., сре­ди кото­рых он был «стол­пом Церк­ви». В 325 г. на Никей­ском собо­ре насто­ял на отвер­же­нии тео­ло­ги­че­ских взглядов Ария; в 328 г. был избран епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским. Неустан­ная борь­ба с ари­ан­ст­вом пред­став­ля­ет глав­ный пред­мет его цер­ков­но-поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, пре­ры­вав­шей­ся пяти­крат­ным изгна­ни­ем импе­ра­то­ра­ми, в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни разде­ляв­ши­ми взгляды Ария. Лите­ра­тур­ное наследие Афа­на­сия выда­ет рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние авто­ра, достой­на удив­ле­ния его забота о ясно­сти изло­же­ния и точ­но­сти аргу­мен­та­ции; нет недо­стат­ка, одна­ко, и в отступ­ле­ни­ях, повто­ре­ни­ях, про­ти­во­ре­чи­ях. Исто­ри­ки пат­ри­сти­че­ской лите­ра­ту­ры делят его про­из­веде­ния на 5 групп. К пер­вой при­чис­ля­ют дог­ма­ти­ко-апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния: Про­по­ведь о пре­тво­ре­нии сло­ва, Речь про­тив элли­нов. В обе­их этих речах, напи­сан­ных в 318—320 гг., он высту­па­ет в защи­ту уче­ния Церк­ви, напа­дая на рели­ги­оз­ные воз­зре­ния иуде­ев и фило­со­фию гре­че­ских нео­пла­то­ни­ков. Дру­гую груп­пу состав­ля­ют поле­ми­че­ские сочи­не­ния, в том чис­ле 4 речи про­тив ари­ан 335 или 336 г. (чет­вер­тая из кото­рых, воз­мож­но, не под­лин­ная), 4 пись­ма к Сера­пи­о­ну 356—362 гг., а так­же зна­чи­тель­ное чис­ло посла­ний раз­ным адре­са­там. Эти сочи­не­ния отли­ча­ют­ся боль­шой точ­но­стью и деталь­ным ана­ли­зом биб­лей­ских тек­стов. Третью груп­пу состав­ля­ют исто­ри­ко-тео­ло­ги­че­ские сочи­не­ния: Апо­ло­гия про­тив ари­ан (350 г.) опи­сы­ва­ет зло­употреб­ле­ния ари­ан в 340—350 гг.; В защи­ту бег­ства (357 г.) объ­яс­ня­ет моти­вы бег­ства Афа­на­сия из Алек­сан­дрии в 356 г.; име­ет­ся так­же мно­же­ство посла­ний к епи­ско­пам Егип­та и еги­пет­ским мона­хам. Эти пись­ма содер­жат исто­рию ари­ан 335—357 гг. К этой­же груп­пе мы при­чис­ля­ем сочи­не­ние, ока­зав­шее зна­чи­тель­ное вли­я­ние на аске­ти­че­скую лите­ра­ту­ру, осо­бен­но сред­не­ве­ко­вую: Жизнь и дея­ния отца наше­го Анто­ния (ок. 357 г.). Это про­из­веде­ние еще во вто­рой поло­вине IV в. было два­жды пере­веде­но на латин­ский язык. Борясь с ари­а­на­ми, Афа­на­сий нахо­дил так­же вре­мя для ком­мен­ти­ро­ва­ния Свя­щен­но­го писа­ния, в част­но­сти Псал­мов. Послед­няя груп­па — мораль­но-аске­ти­че­ские сочи­не­ния: О дев­ст­вен­но­сти, посла­ния к Дра­кон­тию, настав­ни­ку еги­пет­ских мона­хов, к мона­ху Амму­ну. Сверх это­го фраг­мен­тар­но сохра­ни­лись Пас­халь­ные пись­ма к еги­пет­ским епи­ско­пам. В них сре­ди про­че­го мы нахо­дим даты празд­но­ва­ния Пас­хи. Сочи­не­ния Афа­на­сия, раз­лич­ные как по сво­е­му содер­жа­нию, так и по лите­ра­тур­ной фор­ме, почти все носят поле­ми­че­ский харак­тер. Афа­на­сий хва­тал­ся за перо, чтобы поверг­нуть про­тив­ни­ков. Хотя по рож­де­нию и вос­пи­та­нию Афа­на­сий был гре­ком, в его про­из­веде­ни­ях чув­ст­ву­ет­ся недо­ве­рие к гре­че­ской куль­ту­ре и осо­бен­но к фило­со­фии. Сре­ди сочи­не­ний, при­пи­сы­вае­мых Афа­на­сию, мно­гие не явля­ют­ся под­лин­ны­ми.

См. также:
АФАНАСИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА