Античные писатели

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ; Ba­si­leos, из Кеса­рии, св., ок. 327—379 гг. н. э., гре­че­ский хри­сти­ан­ский писа­тель, ора­тор, Отец Церк­ви. Родил­ся в мно­го­чис­лен­ной семье состо­я­тель­но­го учи­те­ля крас­но­ре­чия и адво­ка­та в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ский, брат Гри­го­рия Нис­ско­го. Изу­чал рито­ри­ку в Кеса­рии, фило­со­фию — в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­дол­жал уче­ние в Нико­медии, в Антио­хии Сирий­ской у ора­то­ра Либа­ния и в Афи­нах (вме­сте с буду­щим импе­ра­то­ром Юли­а­ном Отступ­ни­ком). После смер­ти отца полу­чил в Кеса­рии кафед­ру рито­ри­ки. При­няв хри­сти­ан­ство, посе­тил пусты­ни Егип­та, Пале­сти­ны и Сирии. Затем был пустын­ни­ком в Пон­тий­ской Неоке­са­рии. Тогда он соста­вил два уста­ва мона­стыр­ской жиз­ни и, быть может, напи­сал Фило­ка­лии (выбор­ку из про­из­веде­ний Ори­ге­на). Ок. 364 г. стал свя­щен­ни­ком, в 370 г. — епи­ско­пом Кеса­рий­ский. Отли­чил­ся как защит­ник уче­ния орто­док­саль­ной Церк­ви, орга­ни­за­тор обще­ст­вен­ной жиз­ни в сво­ей епар­хии (он стро­ил боль­ни­цы, при­юты, зани­мал­ся орга­ни­за­ци­ей помо­щи во вре­ме­на голо­да, эпиде­мий и т. д.) и мона­стыр­ской жиз­ни, бла­го­да­ря чему он еще при жиз­ни полу­чил про­зва­ние Вели­ко­го. Пытал­ся достичь при­ми­ре­ния рим­ской Церк­ви с восточ­ны­ми церк­вя­ми. Его бога­тое твор­че­ство состо­ит из речей, дог­ма­ти­че­ских сочи­не­ний, аске­ти­че­ских трак­та­тов и писем. Как автор гомилий, то есть речей на рели­ги­оз­ные темы по образ­цу кини­ко-стои­че­ских диа­т­риб, обна­ру­жил пре­крас­ное зна­ние жиз­ни и чело­ве­че­ской нату­ры. Он соста­вил так­же 9 гомилий о 6 днях тво­ре­ния мира (Hek­sae­me­ron), содер­жа­щих прин­ци­пы хри­сти­ан­ской кос­мо­го­нии, кото­рые ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на рели­ги­оз­ную и фило­соф­скую куль­ту­ру Запа­да (их обра­ба­ты­вал сре­ди про­чих и Амвро­сий). Сохра­ни­лись так­же гомилии Васи­лия о псал­мах, ком­мен­та­рий к Кни­ге Исайи и 23 дру­гие речи. В двух дог­ма­ти­че­ских сочи­не­ни­ях Васи­лий борол­ся с ари­а­на­ми. Его аске­ти­че­ские сочи­не­ния Мора­лии (Та ethi­ka) и два мона­стыр­ских уста­ва рас­кры­ва­ют осно­вы аске­ти­че­ской и мона­ше­ской жиз­ни на Восто­ке. В Обра­ще­нии к юно­ше­ству (Ser­mo ad adu­les­cen­tes) Васи­лий при­зы­вал моло­дых к пости­же­нию антич­ной куль­ту­ры посред­ст­вом чте­ния поэтов, исто­ри­ков и ора­то­ров, пред­у­преж­дая, одна­ко, о соблюде­нии неко­то­рых пра­вил пре­до­сто­рож­но­сти. Это сочи­не­ние ока­за­ло боль­шое вли­я­ние на школь­ную систе­му визан­тий­ской эпо­хи и Ренес­сан­са. 365 писем (сре­ди кото­рых дру­же­ские пись­ма, посла­ния уте­ши­тель­ные, кано­ни­че­ские, дог­ма­ти­че­ские, литур­ги­че­ские; пере­пис­ка с Юли­а­ном Отступ­ни­ком явля­ет­ся апо­кри­фи­че­ской) ста­но­вят­ся цен­ным источ­ни­ком изу­че­ния исто­рии Церк­ви в IV в. в Восточ­ной Рим­ской импе­рии. Литур­гия св. Васи­лия, веро­ят­но, на самом деле явля­ет­ся про­из­веде­ни­ем Васи­лия. Труды Васи­лия, пере­веден­ные на сла­вян­ские язы­ки, слу­жи­ли источ­ни­ком зна­ком­ства с антич­ны­ми авто­ра­ми, кото­рых в изоби­лии цити­ру­ет Васи­лий. Осо­бен­но реко­мен­до­вал Васи­лий чте­ние Гоме­ра, а затем уже Геси­о­да, Фео­гнида, Соло­на, Архи­ло­ха, Еври­пида, из про­за­и­ков — Геро­до­та и Плу­тар­ха, из фило­со­фов — Пла­то­на. Был в уме­рен­ной сте­пе­ни атти­ци­стом.

См. также:
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Словарь античности)
ВАСИЛИЙ Великий (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА