Античные писатели

ВАРРОН, Марк Терен­ций; Var­ro, Mar­cus Te­ren­tius, из Реа­ты, 116—27 гг. до н. э., рим­ский уче­ный и писа­тель. Родил­ся, по-види­мо­му, в Риме (или в Реа­те, в стране саби­нян); был уче­ни­ком Луция Элия Сти­ло­на и Антио­ха Аска­лон­ско­го, лек­ции кото­ро­го слу­шал в 84—82 гг. до н. э. На обще­ст­вен­ном попри­ще дошел до долж­но­сти пре­то­ра; рес­пуб­ли­кан­ские убеж­де­ния сбли­зи­ли его с Пом­пе­ем, рядом с кото­рым он в каче­стве лега­та при­ни­мал уча­стие в войне с пира­та­ми. В 49 г. до н. э. пред­во­ди­тель­ст­во­вал — но без осо­бо­го успе­ха — вой­ском Пом­пея в Испа­нии. Впо­след­ст­вии он быст­ро сбли­зил­ся с Цеза­рем, тот дове­рил ему управ­ле­ние гре­че­ской и рим­ской пуб­лич­ной биб­лио­те­кой. В 43 г, до н. э. был вклю­чен в про­скрип­ци­он­ные спис­ки Анто­ния; бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству Фуфия Кале­на он избе­жал смер­ти, но при этом была опу­сто­ше­на его книж­ная кол­лек­ция. С это­го вре­ме­ни он пол­но­стью отдал­ся науч­ной рабо­те. О Варроне рас­ска­зы­ва­ли, что не было вещи, о кото­рой он бы не писал; его наследие было огром­ным. На осно­ва­нии непол­но­го ката­ло­га сочи­не­ний Варро­на, кото­рым мы обя­за­ны Иеро­ни­му, уста­нов­ле­но, что Варрон напи­сал свы­ше 74 про­из­веде­ний, по мень­шей мере в 620 кни­гах. К веду­щим лите­ра­тур­ным дости­же­ни­ям Варро­на при­над­ле­жат Менип­по­вы сати­ры (Sa­tu­rae Me­nip­pae) в 150 кни­гах. По боль­шей части они были созда­ны в ран­ний пери­од твор­че­ства Варро­на, посколь­ку послед­ние понят­ные нам аллю­зии в сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тах отно­сят­ся ко вре­ме­ни борь­бы с пира­та­ми. Свое назва­ние они полу­чи­ли от фор­мы, кото­рую Варрон заим­ст­во­вал у кини­ка Менип­па из Гада­ры, пере­ме­жая про­зу поэ­ти­че­ски­ми встав­ка­ми, искус­но напи­сан­ны­ми самы­ми раз­но­об­раз­ны­ми мет­ра­ми. Тема­ти­ка сатир — фило­соф­ско-нрав­ст­вен­ная. Хотя Варрон в шут­ку бра­нит рас­про­стра­нив­шу­ю­ся в Риме тягу к изли­ше­ствам и при­зы­ва­ет к про­сто­те былых вре­мен, он нигде не высту­па­ет суро­вым защит­ни­ком тра­ди­ций. Почти в каж­дом фраг­мен­те сатир виден разум­ный под­ход чело­ве­ка, убеж­ден­но­го в пра­виль­но­сти сво­их взглядов, кото­рый уме­ет оце­нить под­лин­ную куль­ту­ру, вне зави­си­мо­сти от изме­не­ний ее внеш­ней фор­мы. Сре­ди дру­гих поэ­ти­че­ских тво­ре­ний Варро­на сле­ду­ет назвать еще Псев­до­тра­гедии в 6 кни­гах. Это были, как ука­зы­ва­ет загла­вие, «как буд­то тра­гедии» для чте­ния, не пред­на­зна­чен­ные для поста­нов­ки на сцене. В сбор­ни­ке фило­соф­ско-исто­ри­че­ских работ под назва­ни­ем Логи­сто­ри­ки, насчи­ты­ваю­щем 76 книг, Варрон затро­нул мно­же­ство инте­ре­со­вав­ших его вопро­сов, напри­мер вос­пи­та­ние детей, почи­та­ние богов, сча­стье, мир и т. д. Каж­дая из этих работ име­ла дву­член­ное назва­ние, состо­яв­шее из име­ни соб­ст­вен­но­го и обо­зна­че­ния темы, напри­мер Марий, или Об измен­чи­во­сти судь­бы (Ma­rius de for­tu­na). Обо­зна­чен­ное в загла­вии исто­ри­че­ское лицо поз­во­ля­ло ему свя­зать повест­во­ва­ние с исто­ри­ей Рима, что повы­ша­ло вос­пи­та­тель­ные досто­ин­ства про­из­веде­ния. Осо­бо­го упо­ми­на­ния сре­ди сочи­не­ний Варро­на заслу­жи­ва­ет пер­вое иллю­ст­ри­ро­ван­ное рим­ское про­из­веде­ние под загла­ви­ем Сед­ми­цы или Порт­ре­ты (Heb­do­ma­des vel de ima­gi­ni­bus) в 15 кни­гах. Закон­чен­ное в 39 г. до н. э., оно вклю­ча­ло 700 порт­ре­тов зна­ме­ни­тых людей из раз­ных обла­стей чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, напри­мер, царей и вождей, поли­ти­ков, поэтов, про­за­и­ков и т. д. Каж­дой груп­пе гре­че­ских порт­ре­тов Варрон про­ти­во­по­ста­вил семь рим­ских, чтобы дока­зать рав­но­прав­ное поло­же­ние рим­ской куль­ту­ры. Под порт­ре­том поме­ща­лись две крат­кие био­гра­фи­че­ские справ­ки, поэ­ти­че­ская и про­за­и­че­ская, не все­гда при­над­ле­жав­шие Варро­ну. Игра Варро­на с чис­лом семь, о зна­че­нии кото­ро­го он писал в кн. I, свиде­тель­ст­ву­ет о его сим­па­тии к неопи­фа­го­рей­ству. Спе­ци­аль­ным про­бле­мам лите­ра­ту­ры и теат­ра Варрон посвя­тил несколь­ко моно­гра­фий. В сочи­не­нии О поэ­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях (De poe­ma­tis) в 3 кни­гах он рас­смот­рел поэ­ти­ку и базо­вые вопро­сы лите­ра­тур­но­го твор­че­ства; зато про­из­веде­ние О поэтах (De poe­tis) ско­рее носи­ло био­гра­фи­че­ский харак­тер. Глу­бо­кий ана­лиз тек­стов комедий, повсе­мест­но счи­тав­ших­ся про­из­веде­ни­я­ми Плав­та, поз­во­лил Варро­ну в про­из­веде­нии О комеди­ях Плав­та (De co­moe­diis Plau­ti­nis) выде­лить 21 несо­мнен­но аутен­тич­ную пье­су. Зарож­де­ние и раз­ви­тие рим­ских теат­раль­ных зре­лищ он опи­сал в трех кни­гах О нача­лах теат­ра (De scae­ni­cis ori­gi­ni­bus); Варрон писал так­же о теат­раль­ных мас­ках в сочи­не­нии De per­so­nis в 3 кни­гах. В науч­ных иссле­до­ва­ни­ях Варро­на почет­ное место зани­ма­ла исто­рия. Основ­ным про­из­веде­ни­ем в этой обла­сти были Чело­ве­че­ские и боже­ст­вен­ные древ­но­сти (An­ti­qui­ta­tes re­rum hu­ma­na­rum et di­vi­na­rum) в 41 кни­ге. Это была энцик­ло­пе­ди­че­ская обра­бот­ка всей исто­рии рим­ской куль­ту­ры. Пер­вая часть, опи­сы­вав­шая чело­ве­че­ские древ­но­сти (кн. I—XXV), была созда­на в пяти­де­ся­тые годы, а вто­рую, посвя­щен­ную боже­ст­вен­ным древ­но­стям (кн. XXVI—XLI), Варрон осе­нью 47 г. до н. э. посвя­тил Цеза­рю, кото­рый в то вре­мя стал во гла­ве кол­ле­гии пон­ти­фи­ков. Содер­жа­ние вто­рой части нам извест­но доволь­но точ­но бла­го­да­ря сооб­ще­ни­ям хри­сти­ан­ских писа­те­лей, в основ­ном Авгу­сти­на; Варрон исчер­пы­ваю­ще опи­сал, по ука­за­ни­ям сто­и­ков, фило­соф­скую рели­гию обра­зо­ван­ных людей, мифо­ло­ги­че­скую рели­гию поэтов и государ­ст­вен­ную рели­гию, одна­ко уде­ляя боль­ше вни­ма­ния куль­ту, чем самим веро­ва­ни­ям. Допол­не­ни­ем к его про­из­веде­нию был труд О жиз­ни рим­ско­го наро­да (De vi­ta po­pu­li Ro­ma­ni) в 4 кни­гах, в кото­рой Варрон про­ти­во­по­ста­вил про­стую жизнь пред­ков рас­про­стра­нив­шей­ся в его вре­мя стра­сти к изли­ше­ствам; назва­ние напо­ми­на­ет о про­из­веде­нии Дике­ар­ха, уче­ни­ка Пла­то­на. Чтобы дока­зать рав­но­пра­вие гре­че­ской и рим­ской куль­ту­ры и осво­бо­дить рим­лян от обви­не­ний в вар­вар­стве, Варрон в рабо­те О про­ис­хож­де­нии рим­ско­го наро­да (De gen­te po­pu­li Ro­ma­ni) в 4 кни­гах пока­зал вклад рим­лян в раз­ви­тие гре­че­ской куль­ту­ры. Его люб­ви к про­шло­му обя­за­ны сво­им появ­ле­ни­ем так­же линг­ви­сти­че­ские труды Варро­на, как напри­мер Исто­рия алфа­ви­та (De an­ti­qui­ta­te lit­te­ra­rum) в 2 кни­гах и О про­ис­хож­де­нии латин­ско­го язы­ка (De ori­gi­ne lin­guae La­ti­nae) в 3 кни­гах. Суще­ст­во­ва­ли труды Варро­на о дав­нем спо­ре гре­че­ских грам­ма­ти­че­ских школ ано­ма­ли­стов и ана­ло­ги­стов и о пра­виль­ной раз­го­вор­ной латы­ни. От всех этих про­из­веде­ний уце­ле­ли лишь фраг­мен­ты, зато сохра­ни­лась часть (кн. V—X) работы О латин­ском язы­ке (De lin­gua La­ti­na) в 25 кни­гах, в кото­рой он исполь­зо­вал выво­ды сво­их пред­ше­ст­ву­ю­щих иссле­до­ва­ний и работы сво­его учи­те­ля Сти­ло­на. В этом про­из­веде­нии Варрон изло­жил (часто пони­мая их слиш­ком широ­ко) эти­мо­ло­гию, уче­ние о скло­не­нии и син­та­к­сис; весь мате­ри­ал был под­чи­нен кате­го­ри­ям стои­че­ско­го уче­ния о язы­ке. Пер­вые кни­ги (до кн. IV) были посвя­ще­ны Пуб­лию Сеп­ти­мию, осталь­ные — Цице­ро­ну, из пере­пис­ки кото­ро­го мы зна­ем, что посвя­щен­ные ему кни­ги были закон­че­ны еще в июне 45 г. до н. э. Сохра­ни­лось и напи­сан­ное в 37 г. до н. э. про­из­веде­ние О сель­ском хозяй­стве (Res rus­ti­cae) в 3 кни­гах, выдер­жан­ное в фор­ме диа­ло­га, участ­ни­ки кото­ро­го носят гово­ря­щие име­на, свя­зан­ные с сель­ской жиз­нью. Вось­ми­де­ся­ти­лет­ний Варрон обра­тил­ся здесь к обшир­ной спе­ци­аль­ной лите­ра­ту­ре как гре­че­ской, так и рим­ской, а преж­де все­го — к соб­ст­вен­но­му опы­ту. Свои сове­ты хоро­ше­го хозя­и­на он адре­су­ет жене Фун­да­нии, кото­рая нажи­ла иму­ще­ство в стране саби­нян. В кн. I он пишет о поле­вых работах, кн. II посвя­ща­ет ухо­ду за скотом, в кн. III рас­ска­зы­ва­ет о домаш­нем пти­це­вод­стве, пче­ло­вод­стве и раз­веде­нии рыб. Хотя лите­ра­тур­ные досто­ин­ства про­из­веде­ния чрез­вы­чай­но низ­ки, все же боль­шое чис­ло собе­сед­ни­ков и их мет­кие шут­ки ожив­ля­ют диа­лог и облег­ча­ют чте­ние. Ито­ги мно­го­лет­них науч­ных иссле­до­ва­ний и бога­тый опыт дол­гой жиз­ни Варрон объ­еди­нил в Кни­ге опы­та (Dis­cip­li­na­rum lib­ri; фр.) в 9 кни­гах. Это было энцик­ло­пе­ди­че­ское про­из­веде­ние, оно охва­ты­ва­ло грам­ма­ти­ку, диа­лек­ти­ку, рито­ри­ку, гео­мет­рию, ариф­ме­ти­ку, аст­ро­ло­гию, музы­ку, меди­ци­ну и архи­тек­ту­ру. Из это­го кру­га наук на склоне антич­но­сти были исклю­че­ны послед­ние две как слиш­ком спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные, что зало­жи­ло осно­вы сред­не­ве­ко­вой систе­мы обра­зо­ва­ния (семь сво­бод­ных искусств — sep­tem ar­tes li­be­ra­les; см. Мар­ци­ан Капел­ла, Кас­си­о­дор, Иси­дор Севиль­ский). Варрон, несо­мнен­но, был вели­чай­шим рим­ским уче­ным и ори­ги­наль­ным писа­те­лем. Его раз­но­сто­рон­ность вызы­ва­ла вос­хи­ще­ние совре­мен­ни­ков и снис­ка­ла ему все­об­щее ува­же­ние. Про­из­веде­ния Варро­на донес­ли до потом­ков сведе­ния о ран­не­рим­ской куль­ту­ре, но когда инте­рес к про­шло­му сни­зил­ся, о них очень быст­ро забы­ли.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА