Античные писатели

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ; Gre­go­rios, св., 333—394 гг. н. э., ритор, хри­сти­ан­ский гре­че­ский писа­тель, один из Кап­па­до­кий­ских Отцов. Родил­ся в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской — млад­ший брат Васи­лия. Будучи само­уч­кой, еще в юно­сти при­об­рел высо­кую фило­соф­скую куль­ту­ру и овла­дел рито­ри­че­ским искус­ст­вом. С 372 г. в каче­стве епи­ско­па Ниса вклю­ча­ет­ся в жизнь Церк­ви, в кото­рой сыг­рал важ­ную роль. Бога­тое лите­ра­тур­ное наследие Гри­го­рия охва­ты­ва­ет тол­ко­ва­ния, сочи­не­ния аске­ти­че­ские, дог­ма­ти­че­ские, речи и посла­ния. С точ­ки зре­ния фор­мы мож­но раз­ли­чить тео­ло­ги­че­ские трак­та­ты, речи и пись­ма. Сре­ди дог­ма­ти­че­ских сочи­не­ний наи­боль­шее вли­я­ние на потом­ков ока­зал Боль­шой кате­хи­зис (Lo­gos ka­te­che­ti­kos me­gas); вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют так­же Диа­лог с сест­рой Мак­ри­ной о душе и вос­кре­се­нии (Та Mak­ri­nia, pe­ri psy­ches kai anas­ta­seos) и сти­хотвор­ное про­из­веде­ние, адре­со­ван­ное Сим­пли­цию. Боль­шая часть про­из­веде­ний этой груп­пы носит поле­ми­че­е­кий харак­тер. Тол­ко­ва­ния (эгзе­ге­зы) каса­ют­ся сотво­ре­ния чело­ве­ка, сотво­ре­ния мира, жиз­ни Мои­сея (зна­чи­тель­ное про­из­веде­ние, кото­рое обыч­но цити­ру­ют как Жизнь Мои­сея), псал­мов, молит­вы Гос­по­да, гос­под­ней мило­сти. Аске­ти­че­ские сочи­не­ния, создан­ные в пери­од ок. 372 г., — это О дев­ст­вен­но­сти (Pe­ri par­the­nias), О совер­шен­ст­во­ва­нии и каким дол­жен быть хри­сти­а­нин (Pe­ri te­leio­te­tos kai ho­poion chre einai ton chris­tia­non). Тео­ло­ги­че­скую про­бле­ма­ти­ку мы видим в 26 пись­мах и 22 речах Гри­го­рия. Из трудов Гри­го­рия оче­вид­но сле­ду­ет, что автор вели­ко­леп­но знал Пло­ти­на и фило­со­фов пла­то­ни­ков, в осо­бен­но­сти же Ори­ге­на. Спе­ци­аль­ная тер­ми­но­ло­гия, кото­рую Гри­го­рий часто исполь­зу­ет, свиде­тель­ст­ву­ет так­же, что ему не были чуж­ды есте­ствен­ные нау­ки и меди­ци­на. Зато его стиль — утя­же­лен­ный и искус­ст­вен­ный. При­род­ная робость и впе­чат­ли­тель­ность Гри­го­рия были еще уси­ле­ны вос­пи­та­тель­ным вли­я­ни­ем бра­та Васи­лия и сест­ры Мак­ри­ны. Хилый и болез­нен­ный, он был, одна­ко, хоро­шим наблюда­те­лем и умел чув­ст­во­вать кра­соту при­ро­ды. Эту кра­соту он ста­рал­ся отра­зить в сво­их сочи­не­ни­ях.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • КИНЕФ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА