Античные писатели

ГЕЛИОДОР; He­lio­do­ros, III (или IV) в. н. э., гре­че­ский рома­нист. В заклю­че­нии к сво­е­му рома­ну Гелио­дор пред­став­ля­ет­ся чита­те­лю фини­кий­цем, сыном Фео­до­сия из Эме­са. Более точ­ной инфор­ма­ции о его жиз­ни у нас нет. Повест­во­ва­ние Гелио­до­ра вклю­ча­ет 10 книг и носит назва­ние Эфи­оп­ская исто­рия о Феа­гене и Хари­клее или — в крат­кой и чаще употреб­ля­е­мой фор­ме — Эфи­о­пи­ка (Aithio­pi­ka). Роман этот зани­ма­ет осо­бое место в исто­рии гре­че­ско­го рома­на. Подоб­но дру­гим рома­ни­стам, Гелио­дор поста­вил себе целью раз­влечь чита­те­ля, но пре­взо­шел сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков талан­том и ори­ги­наль­но­стью. Пора­жа­ет, преж­де все­го, неве­ро­ят­ная вир­ту­оз­ность повест­во­ва­тель­ной тех­ни­ки. По при­ме­ру Гоме­ра, он сра­зу вво­дит чита­те­ля в самый центр собы­тий (in me­dias res), а о пред­ше­ст­ву­ю­щих собы­ти­ях мы узна­ем в ходе повест­во­ва­ния из раз­го­во­ров и при­зна­ний геро­ев. Подоб­ная ком­по­зи­ция поз­во­ля­ет дер­жать чита­те­ля в посто­ян­ном напря­же­нии, и роман чита­ет­ся с неосла­бе­ваю­щим инте­ре­сом. Его под­дер­жи­ва­ют наме­рен­но исполь­зу­е­мые авто­ром задерж­ки раз­ви­тия дей­ст­вия, непред­ска­зу­е­мые пово­роты сюже­та, пре­ры­ва­ние нити повест­во­ва­ния на самом инте­рес­ном месте, пере­пле­те­ние моти­вов, обра­зу­ю­щее строй­ное един­ство. Сюжет рома­на Гелио­до­ра состав­ля­ет исто­рия юной эфи­оп­ской царев­ны, бро­шен­ной сво­ей мате­рью. При­ве­зен­ная в Дель­фы и вос­пи­тан­ная там гре­ком Хари­к­лом, Хари­клея ста­ла жри­цей Арте­ми­ды. Увидев пре­крас­но­го Феа­ге­на, она полю­би­ла его. Они вме­сте поки­ну­ли храм и с еги­пет­ским муд­ре­цом Кала­си­ри­сом поеха­ли на роди­ну Хари­клеи. После мно­гих при­клю­че­ний буря выбро­си­ла их на берег в Егип­те в устье Нила. Там они попа­ли в руки мест­ных раз­бой­ни­ков, этой сце­ной и начи­на­ет­ся роман. Далее мы видим их в окру­же­нии бан­ди­тов в болотах дель­ты, потом в Мем­фи­се, под­вер­гаю­щих­ся гроз­ным опас­но­стям; судь­ба то соеди­ня­ет их, то сно­ва раз­лу­ча­ет, но, в кон­це кон­цов, они при­бы­ва­ют в Эфи­о­пию, где пра­вят роди­те­ли Хари­клеи, Гидасп и Пер­си­на. Моло­дые люди, одна­ко, появ­ля­ют­ся там как неиз­вест­ные стран­ни­ки. Узна­ва­ние про­ис­хо­дит лишь тогда, когда, в соот­вет­ст­вии с мест­ным обы­ча­ем, они долж­ны быть при­не­се­ны в жерт­ву богу Солн­ца. Им уда­ет­ся избе­жать смер­ти, роди­те­ли радост­но при­ни­ма­ют вновь обре­тен­ную дочь и отда­ют ее в жены Феа­ге­ну. А в сво­ей стране отныне упразд­ня­ют кро­ва­вые жерт­во­при­но­ше­ния. В обра­зе бога Солн­ца, вос­при­ни­ма­е­мо­го как уни­вер­саль­ное боже­ство и отож­дествля­е­мо­го с Апол­ло­ном, вид­но вли­я­ние Восто­ка. В романе нахо­дит отра­же­ние и аст­ро­ло­гия того вре­ме­ни, вера в сны и магия. Невин­ность и без­упреч­ная нрав­ст­вен­ность глав­ной геро­и­ни в визан­тий­скую эпо­ху заста­ви­ли гово­рить о дидак­ти­че­ском и мора­ли­за­тор­ском харак­те­ре про­из­веде­ния и при­ве­ли к алле­го­ри­че­ско­му его тол­ко­ва­нию как борь­бы разу­ма со стра­стя­ми и наклон­но­стя­ми с конеч­ной победой пер­во­го. Гелио­дор обла­дал даром рас­сказ­чи­ка, а его роман поль­зо­вал­ся неве­ро­ят­ным успе­хом в антич­ном мире и в Евро­пе ново­го вре­ме­ни. Он был излюб­лен­ным чте­ни­ем визан­тий­цев, Ска­ли­гер, автор зна­ме­ни­той Поэ­ти­ки, ста­вил его выше Эне­иды, его ценил Мон­тень, а Сер­ван­тес напи­сал по образ­цу Эфи­о­пи­ки про­из­веде­ние Любов­ные стра­да­ния Пер­си­лии и Сигиз­мун­да. Сре­ди после­до­ва­те­лей Гелио­до­ра мож­но назвать так­же Каль­де­ро­на де ла Бар­ка, Торк­ва­то Тас­со, Мад­лен де Скюде­ри. Сце­ны из рома­на Гелио­до­ра писал Рафа­эль. Его цити­ро­вал Шекс­пир. Расин знал его наизусть. Мно­же­ство под­ра­жа­ний рома­ну Гелио­до­ру появи­лось во Фран­ции и Гер­ма­нии.

См. также:
ГЕЛИОДОР (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДУРИС САМОССКИЙ • КИНЕФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Гелиодора Панэротиана и Антонии Мистики.
Около 1—14 гг. н. э.
CIL VI 4037.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА