Античные писатели

ГИППОНАКС; Hip­po­naks, из Эфе­са, вто­рая поло­ви­на VI в. до н. э., гре­че­ский поэт, ямбо­граф. По-види­мо­му, про­ис­хо­дил из ари­сто­кра­ти­че­ской семьи, но вел нищен­скую жизнь шута и бала­гу­ра. Изгнан­ный тира­на­ми из Эфе­са, он пере­ехал в Кла­зо­ме­ны на лидий­ском побе­ре­жье. Гип­по­накс счи­тал­ся изо­бре­та­те­лем мет­ра, про­зван­но­го «хро­мым ямбом» (cho­liam­bos). Этот раз­мер пред­став­ля­ет собой ямби­че­ский три­метр, в послед­ней стро­ке кото­ро­го при­ме­ня­ет­ся спон­дей, а далее сле­ду­ет два удар­ных сло­га. Хро­мой ямб был под­хо­дя­щим раз­ме­ром для насмеш­ли­вой поэ­зии Гип­по­на­к­са, пред­став­ля­ю­щей­ся уни­каль­ным явле­ни­ем в гре­че­ской лите­ра­ту­ре. Гип­по­накс исполь­зо­вал так­же пра­виль­ные ямбы и тро­хеи. Сохра­ни­лось око­ло 170 неболь­ших отрыв­ков. Мы встре­ча­ем в них мел­ких ремес­лен­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей обще­ст­вен­но­го дна, про­во­дя­щих вре­мя в город­ских зако­ул­ках, подо­зри­тель­ных каба­ках, зани­маю­щих­ся тем­ны­ми дела­ми, часто раз­ре­шаю­щих свои спо­ры при помо­щи бра­ни и побо­ев. Основ­ное место зани­ма­ет здесь сведе­ние сче­тов с неким скуль­п­то­ром Бупа­лом и его бра­том. Соглас­но леген­де, они при­ве­ли поэта в ярость и про­буди­ли жаж­ду мести сво­и­ми насмеш­ка­ми. Пре­сле­ду­е­мые в ответ язви­тель­ны­ми ямба­ми Гип­по­на­к­са, оба покон­чи­ли с собой. Более прав­до­по­доб­на вер­сия, что при­чи­ной нена­ви­сти было сопер­ни­че­ство из-за гете­ры по име­ни Аре­та (Доб­ро­де­тель), кото­рая часто упо­ми­на­ет­ся в отрыв­ках. Дру­гие пер­со­на­жи, такие как неза­дач­ли­вый кре­стья­нин или хит­рый худож­ник, при­над­ле­жат к тому же само­му слою отбро­сов город­ско­го обще­ства. Язык этих отрыв­ков чрез­вы­чай­но кра­со­чен: оби­лие руга­тельств и про­кля­тий, выра­же­ния, заим­ст­во­ван­ные из язы­ков сосед­них наро­дов — лидий­цев и фри­гий­цев. Гип­по­накс поль­зу­ет­ся в них жар­го­ном необ­ра­зо­ван­ных город­ских низов. «Нищен­ская» поэ­зия осно­вы­ва­ет­ся на обрядо­вых пес­нях-про­ше­ни­ях. Чаще все­го это молит­вы Гер­ме­су, содер­жа­щие прось­бы об одеж­де, обу­ви и воз­мож­но­сти добыть денег, при­зы­вы дать еду или одеж­ду, адре­со­ван­ные каким-либо людям, выра­же­ние разо­ча­ро­ва­ния, если эти при­зы­вы оста­лись без отве­та. В «нищен­ских» фраг­мен­тах впер­вые в гре­че­ской лите­ра­ту­ре бог богат­ства Плу­тос высту­па­ет в обра­зе сле­по­го стар­ца. К это­му же направ­ле­нию мож­но при­чис­лить содер­жа­щую пере­чис­ле­ние раз­лич­ных дели­ка­тес­ных блюд сати­ру на обжо­ру, кото­рый про­ел свое име­ние и дол­жен был трудить­ся в поте лица. Осо­бое место зани­ма­ет один гекза­мет­ри­че­ский фраг­мент в 4 сти­хах, воз­мож­но, из геро­и­ко-коми­че­ской поэ­мы, вос­пе­ваю­щий в гоме­ров­ских эпи­те­тах чудо­вищ­ный аппе­тит неко­е­го Еври­медон­ти­а­да. Один лишь этот отры­вок дока­зы­ва­ет, что Гип­по­на­к­су не была чуж­да и лите­ра­тур­ная тра­ди­ция. Гип­по­накс был излюб­лен­ным поэтом атти­че­ской комедии V и IV вв. до н. э. Ари­сто­фан сде­лал из сле­по­го бога богат­ства глав­ный пер­со­наж комедии Плу­тос. Гип­по­накс поль­зо­вал­ся успе­хом и у алек­сан­дрий­ских поэтов, искав­ших неор­ди­нар­ных лите­ра­тур­ных эффек­тов. Кал­ли­мах объ­явил его покро­ви­те­лем сво­его сбор­ни­ка ямбов. Геронд, автор мимов, напи­сан­ных хро­мым ямбом, счи­тал себя после­до­ва­те­лем Гип­по­на­к­са. Во II в. н. э. Баб­рий писал бас­ни холи­ям­бом. В рим­ской лите­ра­ту­ре хро­мым ямбом поль­зо­ва­лись Катулл и Мар­ци­ал.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА