Античные писатели

ЕВПОЛ; Eupo­lis, ок. 445 — ок. 410 гг. до н. э., сын Соси­по­ла, афи­ня­нин, гре­че­ский комедио­граф. Веро­ят­нее все­го, погиб во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны. Вме­сте с Кра­ти­ном и Ари­сто­фа­ном при­над­ле­жит к трой­ке выдаю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей древ­не­ат­ти­че­ской комедии, сопо­став­ля­е­мой с трой­кой тра­ги­ков (Эсхил, Софокл, Еври­пид). Соглас­но раз­ным вер­си­ям, он поста­вил 14 или 17 комедий, 7 раз одер­жав победу. Вна­ча­ле был дру­гом Ари­сто­фа­на, с кото­рым он сотруд­ни­чал (с 424 г.?), впо­след­ст­вии его про­тив­ник и сопер­ник. Поли­ти­че­ски при­страст­ный, напа­дал в сво­их комеди­ях рав­но на рас­пу­щен­ность ари­сто­кра­ти­че­ской золо­той моло­де­жи (напри­мер, в лице Алки­ви­а­да) и на про­даж­ность вождей демо­кра­тии. Наши сведе­ния о твор­че­стве Евпо­ла весь­ма скуд­ны, толь­ко о несколь­ких комеди­ях мы зна­ем несколь­ко боль­ше. В пье­се Мари­кас (Ma­ri­kas) Евпол высме­и­вал дема­го­га Гипер­бо­ла, в Козах (Aiges) — софи­стов-музы­кан­тов; Льсте­цы (Ko­la­kes) пред­став­ля­ют собой ата­ку на бога­ча Кал­лия, содер­жа­ще­го тол­пу пара­зи­тов-льсте­цов (при слу­чае Евпол напа­дал так­же на Про­та­го­ра и шури­на Кал­лия Алки­ви­а­да), в Почи­та­те­лях (Bap­tai) он рез­ко напа­да­ет на Алки­ви­а­да, изо­бра­жен­но­го почи­та­те­лем боги­ни Коти­то; в комедии Горо­да (Po­leis) Евпол под­ни­ма­ет про­бле­му афин­ско­го мор­ско­го гос­под­ства, реши­тель­но высту­пая в защи­ту союз­ных горо­дов-государств, кото­рых счи­та­ли под­дан­ны­ми Афин. Луч­ше все­го, бла­го­да­ря обшир­ный фраг­мен­там папи­ру­сов, мы зна­ем комедию Демы (De­moi), постав­лен­ную в 412 г. Ее дей­ст­вие начи­на­ет­ся в Гаде­се, куда афи­няне отпра­ви­ли посоль­ство, чтобы в труд­ной ситу­а­ции вызвать на зем­лю кого-нибудь из умер­ших поли­ти­ков. В мир выхо­дят Миро­нид, Миль­ти­ад, Ари­стид, Солон и Перикл. Местом дей­ст­вия вто­рой части явля­ет­ся афин­ская Аго­ра. При­быв­шие из цар­ства мерт­вых высту­па­ют здесь в эпи­зо­ди­че­ских сце­нах, поучая, про­кли­ная или карая пред­ста­ви­те­лей афин­ских вла­стей, совре­мен­ных Евпо­лу. В этой части хор пред­став­ля­ли демы, то есть атти­че­ские окру­га (отсюда назва­ние комедии). В Гаде­се высту­пал, веро­ят­но, дру­гой хор, скла­ды­ваю­щий­ся из ста­рых демов, кото­рые при­ни­ма­ли уча­стие в бит­ве под Мара­фо­ном. Комедии Евпо­ла, по оцен­ке древ­них, отли­ча­ли оба­я­ние и фан­та­зия.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА