Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АДРА́СТ

Ἄδρασ­τος, Ad­ras­tus,

1) царь аргос­ский, сын Талая и Лиси­ма­хи, внук Биан­та из эоли­че­ско­го рода Ами­фа­о­на. Изгнан­ный из Аргоса Амфи­а­ра­ем, бежал к сво­е­му деду Поли­бу в Сики­он, где и сде­лал­ся царем. Hdt. 5, 67. Pind. nem. 9, 14. Позд­нее он при­ми­рил­ся с Амфи­а­ра­ем, воз­вра­тил­ся цар­ст­во­вать в Аргос и выдал замуж за Амфи­а­рая свою сест­ру Ери­фи­лу. Он полу­чил пред­ска­за­ние, что дол­жен соче­тать сво­их доче­рей одну с каба­ном, дру­гую — со львом. Поэто­му, когда Тидей, бежав­ший из Калидо­на, и Поли­ник, бежав­ший из Фив, яви­лись один в шку­ре каба­на, а дру­гой в шку­ре льва в бур­ную ночь ко двор­цу Адрас­та и тут всту­пи­ли в поеди­нок из-за ноч­ле­га на крыль­це двор­ца, Адраст, вый­дя на шум и увидав при­шель­цев, дога­дал­ся, что пред­ска­за­ние отно­си­лось к ним, выдал дочь свою Деп­пи­лу за Тидея, а Аргейю за Поли­ни­ка и обе­щал воз­вра­тить того и дру­го­го на роди­ну. Сна­ча­ла пред­при­ня­та была вой­на про­тив Фив, зна­ме­ни­тый поход семи кня­зей про­тив Фив. Семь кня­зей были: Адраст, пред­во­ди­тель похо­да, Поли­ник, Тидей, Капа­ней, Гип­по­медонт, Амфи­а­рай, Пар­фе­но­пай. Они при­бы­ли спер­ва в Немею. Здесь, в то вре­мя как слу­жан­ка царя Ликур­га, Гип­си­пи­ла (см. Hyp­si­py­le), пока­зы­ва­ла им один источ­ник, мало­лет­ний сын Ликур­га, Офельт, остав­лен­ный ею без при­смот­ра, был смер­тель­но уку­шен зме­ей. Похо­ро­нив ребен­ка, они в честь его учреди­ли Немей­ские игры; Амфи­а­рай же пред­ска­зал им, что и с ними слу­чит­ся то же, что с этим ребен­ком, поче­му послед­не­го и назва­ли Архе­мо­ром (т. е. пред­ше­ст­вен­ни­ком по судь­бе). При­быв к Фивам, они посла­ли Тидея в город тре­бо­вать от Етео­к­ла воз­вра­ще­ния цар­ства Поли­ни­ку. После отка­за Етео­к­ла Тидей вызвал на бой несколь­ких фиван­цев и победил их всех. Затем на пути его воз­вра­ще­ния фиван­цы сажа­ют в заса­ду 50 чело­век, но и эти все до еди­но­го поги­ба­ют от его руки (Il. 4, 382 слл.). Тогда 7 пред­во­ди­те­лей со сво­и­ми вой­ска­ми ста­ли перед 7-ю ворота­ми горо­да. Но Тире­сий пред­ска­зал фиван­цам победу при том усло­вии, если кто-нибудь из рода Спар­тов сам обре­чет себя на смерть. Это совер­шил сын Кре­он­та Меной­кей; он бро­сил­ся с город­ской сте­ны в рас­се­ли­ну, в кото­рой жил дра­кон Арея. При штур­ме горо­да Капа­ней взо­шел уже на сте­ну, кощун­ст­вен­но вос­кли­цая, что даже мол­нии Зев­са не сго­нят его оттуда, как вдруг стре­ла Зев­са низ­верг­ла его со сте­ны; осталь­ное вой­ско арги­вян обра­ща­ет­ся в бег­ство. Все арги­ев­ские герои поги­ба­ют, за исклю­че­ни­ем Адрас­та, кото­ро­го спас и унес в Атти­ку, в Колон, быст­ро­но­гий конь Ари­он (Il. 23, 346), про­ис­хо­див­ший от Демет­ры Эри­нии; Поли­ник и Етеокл уби­ли друг дру­га. Вслед­ст­вие просьб Адрас­та Тесей застав­ля­ет Кре­он­та доз­во­лить погре­бе­ние пав­ших геро­ев. Ae­sch. Sept. c. The­bas. Soph. OC. 1248. Ant. 100. Eur. Phoe­nis­sae и Suppli­ces, Stat. The­bais, Apol­lod. 3, 6—7, 2. Десять лет спу­стя Адраст с сыно­вья­ми пав­ших геро­ев, Эпи­го­на­ми (Ἐπί­γονοι), сно­ва идет на Фивы. Это вой­на эпи­го­нов или 2-я Фиван­ская вой­на. Эпи­го­ны были: Алк­ме­он, сын Амфи­а­рая, Айги­а­лей, сын Адрас­та, Дио­мед, сын Тидея, Про­мах, сын Пар­фе­но­пая, Сфе­нел, сын Капа­нея, Фер­сандр, сын Поли­ни­ка, Еври­ал, сын Меки­стея. В бит­ве при Гли­сан­те Лаода­мант, сын Етео­к­ла, пред­во­ди­тель фиван­цев, был убит, после чего фиван­цы бежа­ли и город был взят и разо­рен. Часть фиван­цев, по сове­ту Тире­сия, высе­ли­лась и осно­ва­ла Гести­айю, часть ушла к илли­рий­ским енхе­лей­цам. Фер­сандр сде­лал­ся вла­сти­те­лем Фив. Адраст поте­рял в этой войне сына сво­его Айги­а­лея и умер с горя о нем на обрат­ном пути, в Мега­ре. Здесь, рав­но как в Сики­оне и Афи­нах, Адраст был почи­та­ем как герой. Apol­lod. 3, 7, 2—4;

2) см. Ad­ras­tea 1;

3) сын фри­гий­ско­го царя Гор­дия; убив неча­ян­но сво­его бра­та, он бежал в Лидию к Кре­зу, здесь, тоже неча­ян­но, на охо­те, убил сына Кре­зо­ва, сво­его дру­га Атия, и вслед­ст­вие это­го убил само­го себя на моги­ле сво­его дру­га. Hdt. 1, 34—45.

См. также:
АДРАСТ (Словарь античности)
АДРАСТ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 19—20.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фронтальная панель аттического саркофага со сценой «Семеро отправляются из Аргоса на битву с Фивами».
Мрамор. II в. н. э. (эпоха Антонинов).
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торцовая панель аттического саркофага со сценой «Смерть Офельта».
Мрамор. II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА