Античные писатели

ИОСИФ ФЛАВИЙ; Iose­phus Fla­vius, греч. Iose­pos, Иеру­са­лим, 37 г. н. э. — Рим, после 100 г. н. э., еврей­ский исто­рик, писав­ший по-гре­че­ски. Про­ис­хо­дил из почтен­ной семьи свя­щен­ни­ков. В 64 г. при­ни­мал уча­стие в посоль­стве в Рим в свя­зи с делом об осво­бож­де­нии уве­зен­ных в Рим еврей­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Один из руко­во­ди­те­лей еврей­ско­го вос­ста­ния в 67 г., воз­глав­лял обо­ро­ну кре­по­сти Иота­рат. Взя­тый в плен рим­ля­на­ми, заслу­жил вни­ма­ние Вес­па­си­а­на, и, осво­бож­ден­ный послед­ним, полу­чил рим­ское граж­дан­ство и имя Фла­вий. Он оста­вил сле­дую­щие про­из­веде­ния: Иудей­ская вой­на (Pe­ri tu Iudai­ku po­le­mu; лат. Bel­lum Iudai­cum) в 7 кни­гах, Древ­няя исто­рия Изра­и­ля (часто цити­ру­е­мая как Иудей­ские древ­но­сти; гр. Iudai­ke Ar­chai­lo­gia, лат. An­ti­qui­ta­tes Iudai­cae) в 20 кни­гах, Про­тив Апи­о­на (суще­ст­ву­ет несколь­ко гре­че­ских вер­сий назва­ния, лат. Contra Apio­nem) в 2 кни­гах, Авто­био­гра­фия (гр. Bios, лат. Vio­ta). Содер­жа­ни­ем Иудей­ской вой­ны явля­ет­ся вос­ста­ние евре­ев про­тив Рима, закон­чив­ше­е­ся взя­ти­ем Иеру­са­ли­ма. Автор осно­вы­вал­ся на соб­ст­вен­ных замет­ках, офи­ци­аль­ных отче­тах Тита и Вес­па­си­а­на и на сво­их наблюде­ни­ях. Про­из­веде­ние было напи­са­но по-ара­мей­ски и пере­веде­но на гре­че­ский. Иудей­ские древ­но­сти, создан­ные в 93—94 гг., охва­ты­ва­ют пери­од иудей­ской исто­рии от сотво­ре­ния мира до 66 г. н. э., то есть до нача­ла вос­ста­ния про­тив Неро­на. Пер­вые 11 книг опи­ра­ют­ся на Биб­лию и допол­не­ны сведе­ни­я­ми из уст­ной тра­ди­ции. При напи­са­нии после­дую­щих книг Иосиф Фла­вий поль­зо­вал­ся сочи­не­ни­я­ми элли­ни­сти­че­ских исто­ри­ков. Сочи­не­ние Про­тив Апи­о­на назы­ва­лось так­же О древ­но­сти евре­ев (Pe­ri tes ton Iudaion ar­chaio­te­tos) и явля­лось апо­ло­ги­ей еврей­ско­го наро­да. Автор дока­зы­ва­ет древ­нее про­ис­хож­де­ние куль­ту­ры евре­ев, отвер­га­ет анти­се­мит­ские упре­ки и выпа­ды, пред­став­ля­ет в иде­а­ли­зи­ро­ван­ном све­те еврей­ское обще­ство и зако­ны Мои­сея. Авто­био­гра­фия Иоси­фа Фла­вия — род автор­ской апо­ло­гии, в кото­рой он изла­га­ет свои взгляды и объ­яс­ня­ет поступ­ки, под­чер­ки­вая свою про­рим­скую ори­ен­та­цию. Про­из­веде­ния Иоси­фа Фла­вия поль­зо­ва­лись гром­кой популяр­но­стью сре­ди хри­сти­ан. Латин­ская пере­ра­бот­ка Иудей­ской вой­ны сохра­ни­лась под име­нем Геге­сип­па, ее чита­ли на про­тя­же­нии все­го сред­не­ве­ко­вья. При­мер­но в VI в. н. э. был выпол­нен сирий­ский пере­вод кн. VI, вошед­ший в канон свя­щен­ных книг сирий­ской Церк­ви. В VIII—IX вв. был создан пере­вод Геге­сип­па на древ­не­ев­рей­ский язык, а с него был выпол­нен и араб­ский, от кото­ро­го, в свою оче­редь, про­ис­хо­дит эфи­оп­ский.

См. также:
ИОСИФ ФЛАВИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА