Античные писатели

ИОНИЙСКИЕ ЛОГОГРАФЫ. Лого­гра­фа­ми древ­ние гре­ки назы­ва­ли авто­ров, писав­ших про­зой. Совре­мен­ные уче­ные заим­ст­во­ва­ли этот тер­мин в его узком смыс­ле для обо­зна­че­ния груп­пы гре­че­ских авто­ров кон­ца VI и нача­ла V вв. до н. э., зани­мав­ших­ся исто­ри­ей и гео­гра­фи­ей (пони­ма­е­мой, одна­ко, как опи­са­ние не толь­ко стран, но и наро­дов, их насе­ля­ю­щих), за исклю­че­ни­ем Геро­до­та и Фукидида. Их назы­ва­ют ионий­ски­ми, посколь­ку они писа­ли на этом диа­лек­те, хотя не все были ионий­ца­ми по про­ис­хож­де­нию. Иония начи­ная с кон­ца VII в. до н. э. пере­жи­ва­ла рас­цвет куль­тур­ной жиз­ни, свя­зан­ный с бур­ным эко­но­ми­че­ским раз­ви­ти­ем гре­че­ских горо­дов в этой обла­сти, коло­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью, кон­так­та­ми с восточ­ны­ми циви­ли­за­ци­я­ми (Егип­том, Вави­ло­ни­ей, Лиди­ей, Пер­си­ей). Людей этой эпо­хи пере­ста­ла удо­вле­тво­рять тра­ди­ци­он­ная кар­ти­на мира, кото­рую они виде­ли у Гоме­ра, Геси­о­да и твор­цов цик­ли­че­ских эпо­сов. Имен­но тогда пер­вые фило­со­фы попы­та­лись объ­яс­нить мир в духе кри­ти­циз­ма и рацио­на­лиз­ма. Лого­гра­фы не виде­ли прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы меж­ду сведе­ни­я­ми о дале­ком про­шлом, доне­сен­ны­ми мифом, и инфор­ма­ци­ей о более близ­ких вре­ме­нах, кото­рую сохра­ни­ла уст­ная тра­ди­ция, не оформ­лен­ная в миф. Они ста­ра­лись упо­рядо­чить нагро­мож­де­ние мифи­че­ских ука­за­ний, устра­нить про­ти­во­ре­чия, свя­зать меж­ду собой раз­лич­ные цик­лы, вве­сти хро­но­ло­гию, опи­раю­щу­ю­ся на гене­а­ло­гию родов. Неко­то­рые лого­гра­фы выбра­сы­ва­ли из мифов эле­мен­ты чудес­но­го. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ным лого­гра­фам при­над­ле­жа­ли Гека­тей Милет­ский, Аку­си­лай Аргос­ский, Фере­кид Афин­ский, лого­гра­фы, зани­мав­ши­е­ся исто­ри­ей Пер­сид­ской дер­жа­вы: Харон из Ламп­са­ка (сер. V в. до н. э.), Ксанф Лидий­ский (сер. V в. до н. э.), автор труда о про­шлом Лидии, и Гел­ла­ник с Лес­боса. Все про­из­веде­ния лого­гра­фов утра­че­ны. Насколь­ко мож­но судить по сохра­нив­шим­ся отрыв­кам, лого­гра­фы писа­ли про­стым язы­ком. У Харо­на из Ламп­са­ка появ­ля­ют­ся повест­во­ва­ния новел­ли­сти­че­ско­го типа, извест­ные нам у Геро­до­та. Часть фраг­мен­тов, при­пи­сы­ва­е­мых Ксан­фу, явля­ет­ся, веро­ят­но, элли­ни­сти­че­ски­ми фаль­си­фи­ка­ци­я­ми. Про­из­веде­ния лого­гра­фов зало­жи­ли проч­ный фун­да­мент даль­ней­ше­го раз­ви­тия гре­че­ской исто­рио­гра­фии и гео­гра­фии.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА