Античные писатели

КАССИОДОР, Фла­вий Магн Авре­лий; Cas­sio­do­rus, Fla­vius Mag­nus Aure­lius, ок. 490 — ок. 583 гг. н. э., рим­ский исто­рик, латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. Родил­ся в Южной Ита­лии в семье выс­ших чинов­ни­ков, по про­ис­хож­де­нию сирий­цев. Полу­чил все­сто­ро­нее обра­зо­ва­ние; отец устро­ил его на государ­ст­вен­ную служ­бу при дво­ре ост­гот­ских вла­дык Тео­до­ри­ха Вели­ко­го (493—526 гг.), его доче­ри Ама­ла­сун­ты (526—535 гг.) и Вити­ге­за (536—540 гг.). Кас­си­о­дор про­шел все сту­пе­ни чинов­ни­чьей иерар­хии (507—511 гг. — кве­стор, 514 г. — кон­сул, меж­ду 523 и 527 гг. — при­двор­ный цере­мо­ни­мей­стер, 533 г. — пре­фект пре­то­рия), а при испол­не­нии долж­но­сти пре­фек­та стал пат­ри­ци­ем. Зада­чей Кас­си­о­до­ра как началь­ни­ка при­двор­ной кан­це­ля­рии была сти­ли­сти­че­ская обра­бот­ка королев­ских рас­по­ря­же­ний. Кас­си­о­дор был так­же уче­ным-исто­ри­ком. Ок. 540 г., когда гот­ское вла­ды­че­ство оче­вид­но при­бли­жа­лось к кон­цу, Кас­си­о­дор ото­шел от обще­ст­вен­ных дел и на терри­то­рии сво­их родо­вых вла­де­ний в Калаб­рии осно­вал мона­стырь. Сам не будучи мона­хом, тем не менее под­дер­жи­вал сло­вом и делом создан­ную им общи­ну. Свой дав­ний замы­сел, под­дер­жан­ный папой Ага­пи­том (535—536 гг.), об осно­ва­нии выс­шей тео­ло­ги­че­ской шко­лы в Риме Кас­си­о­дор реа­ли­зу­ет здесь, в Вива­рии, где был создан мона­стырь, являв­ший­ся так­же науч­ным и рели­ги­оз­ным цен­тром, где име­лось все, что мог­ла пре­до­ста­вить нау­ка того вре­ме­ни (в том чис­ле и круп­ней­шее по тем вре­ме­нам книж­ное собра­ние), и мона­хи изу­ча­ли не толь­ко Свя­щен­ное Писа­ние, но и свет­ские нау­ки. Вслед­ст­вие это­го твор­че­ство Кас­си­о­до­ра рас­па­да­ет­ся на две в осно­ве сво­ей раз­лич­ные части. К пер­во­му пери­о­ду при­над­ле­жат Хро­ни­ки (Chro­ni­ca), кото­рые начи­на­ют­ся с сотво­ре­ния мира; Кас­си­о­дор, опи­ра­ясь на Евсе­вия, Иеро­ни­ма и Ливия, при­во­дит спис­ки асси­рий­ских, латин­ских, рим­ских царей, а так­же рим­ских кон­су­лов вплоть до 519 г. н. э., то есть года напи­са­ния про­из­веде­ния. При неко­то­рых име­нах Кас­си­о­дор поме­ща­ет крат­кие исто­ри­че­ские и лите­ра­тур­ные замет­ки, пред­став­ляя готов в выгод­ном осве­ще­нии где толь­ко воз­мож­но. Этой тен­ден­ци­оз­но­стью было в еще боль­шей сте­пе­ни отме­че­но несо­хра­нив­ше­е­ся, но извест­ное нам в пере­ска­зе Иор­да­на исто­ри­че­ское про­из­веде­ние Про­ис­хож­де­ние и исто­рия готов (De ori­gi­ne ac­ti­bus­que Gotho­rum) в 12 кни­гах, напи­сан­ное в 526—533 гг. В соот­вет­ст­вии с направ­лен­но­стью поли­ти­ки Тео­до­ри­ха, Кас­си­о­дор хотел дока­зать, что готы с древ­ней­ших вре­мен игра­ли важ­ную роль в миро­вой исто­рии, а теперь наряду с рим­ля­на­ми могут решать судь­бы мира. В 537 г. Кас­си­о­дор издал в 12 кни­гах 468 кан­це­ляр­ских доку­мен­тов под загла­ви­ем Va­ria­rum lib­ri XII. Это были доку­мен­ты, кото­рые он сам напи­сал, пре­бы­вая на высо­ких государ­ст­вен­ных долж­но­стях, либо те, что он редак­ти­ро­вал от име­ни коро­ля. В кн. VI и VII мы нахо­дим образ­цы писем, в кото­рые в кан­це­ля­рии под­став­ля­ли соот­вет­ст­ву­ю­щие дан­ные. Пись­ма Кас­си­о­до­ра охот­но чита­лись в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья и сде­ла­лись образ­ца­ми слу­жеб­ной пере­пис­ки. Хотя Кас­си­о­дор и издал пись­ма, наи­бо­лее с его точ­ки зре­ния инте­рес­ные в сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии, часто опус­кая кон­крет­ные име­на, даты и т. п., они пред­став­ля­ют зна­чи­тель­ный исто­ри­че­ский инте­рес в каче­стве источ­ни­ка изу­че­ния обще­ст­вен­ной жиз­ни того вре­ме­ни. Фраг­мен­тар­но сохра­ни­лись Речи (Ora­tio­nes) и Исто­рия рода Кас­си­о­до­ров (Or­do ge­ne­sis Cas­sio­do­ro­rum). Неболь­шой трак­тат О душе (De ani­ma), хотя и был создан несколь­ки­ми года­ми позд­нее, дол­жен был стать XIII кн. Va­ria­rum и как бы свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду свет­ским твор­че­ст­вом и тео­ло­ги­ей. Все твор­че­ство вто­ро­го пери­о­да, когда Кас­си­о­дор сосре­дото­чил свое вни­ма­ние на тео­ло­ги­че­ских и энцик­ло­пе­ди­че­ских иссле­до­ва­ни­ях, опре­де­ля­ет забота о духов­ном и интел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии мона­хов. Эгзе­ге­ти­че­ские сочи­не­ния, как напри­мер Ком­мен­та­рий к Псал­мам (Ex­po­si­tio psal­mo­rum), часто чита­ли в сред­ние века, ком­мен­та­рии к неко­то­рым кни­гам Ново­го Заве­та или утра­чен­ная Li­ber me­mo­ria­lis (Памят­ная кни­га) долж­ны были послу­жить рели­ги­оз­но­му обра­зо­ва­нию мона­хов. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным про­из­веде­ни­ем Кас­си­о­до­ра явля­ют­ся Ука­за­ния (Insti­tu­tio­nes) в 2 кни­гах, пред­став­ля­ю­щие собой как бы вступ­ле­ние к изу­че­нию свет­ских и цер­ков­ных наук, кото­рые име­ли сво­ей целью облег­чить мона­хам их усво­е­ние. Кни­га I, назы­вае­мая так­же Закон Божий (Di­vi­nae lit­te­rae), пред­став­ля­ет собой введе­ние в изу­че­ние тео­ло­гии. Кас­си­о­дор пред­став­ля­ет достой­ные чте­ния кни­ги из бога­той биб­лио­те­ки мона­сты­ря и крат­ко харак­те­ри­зу­ет заслу­жи­ваю­щих вни­ма­ния хри­сти­ан­ских писа­те­лей. Мона­хам, неспо­соб­ным к науч­ной рабо­те, Кас­си­о­дор пред­пи­сы­ва­ет работу в саду, в поле, заботу о боль­ных, реко­мен­дуя им так­же соот­вет­ст­ву­ю­щую лите­ра­ту­ру. Но наи­бо­лее зна­чи­тель­ной для мона­ха работой Кас­си­о­дор счи­та­ет пере­пи­сы­ва­ние Свя­щен­но­го Писа­ния. Поэто­му он уде­ля­ет вни­ма­ние заня­ти­ям орфо­гра­фи­ей, а под конец жиз­ни (в воз­расте 93 лет) по прось­бам мона­хов напи­сал на осно­ве выбор­ки из раз­лич­ных грам­ма­тик неболь­шую работу Об орфо­гра­фии, обла­даю­щую боль­шой цен­но­стью, ибо Кас­си­о­дор сохра­нил в ней мно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты утра­чен­ных грам­ма­ти­че­ских трудов. В кн. II, назы­вае­мой так­же Мир­ские нау­ки (Sae­cu­la­res или Hu­ma­nae lit­te­rae), Кас­си­о­дор в 7 разде­лах пред­ста­вил 7 при­знан­ных наук (грам­ма­ти­ку, рито­ри­ку, диа­лек­ти­ку, ариф­ме­ти­ку, аст­ро­но­мию и музы­ку), то есть всю свет­скую нау­ку, кото­рую он счи­тал необ­хо­ди­мым допол­не­ни­ем тео­ло­гии. Посо­би­ем по изу­че­нию исто­рии Церк­ви была Исто­рия Церк­ви в трех частях (His­to­ria eccle­sias­ti­ca tri­par­ti­ta) в 13 кни­гах, состав­лен­ная из фраг­мен­тов трех исто­ри­ков Церк­ви: Фео­до­ре­та, Созо­ме­на и Сокра­та, пере­веден­ных на латин­ский язык Епи­фа­ни­ем Схо­ла­стом. Она была заду­ма­на про­дол­же­ни­ем Цер­ков­ной исто­рии Евсе­вия Кеса­рий­ско­го. Наи­боль­шее зна­че­ние име­ла не столь­ко обще­ст­вен­ная или даже лите­ра­тур­ная дея­тель­ность Кас­си­о­до­ра (он писал сна­ча­ла для королев­ско­го дво­ра, затем для мона­хов), но преж­де все­го пре­по­да­ва­тель­ская и про­све­ти­тель­ская. Он создал мона­стыр­скую биб­лио­те­ку, пре­крас­но снаб­жен­ную тео­ло­ги­че­ски­ми изда­ни­я­ми и посо­би­я­ми по свет­ским нау­кам, в том чис­ле и по есте­ствен­ным, и при­ка­зал соби­рать и пере­пи­сы­вать, а потом пере­во­дить гре­че­ские руко­пи­си на латынь. Центр, каким был Вива­ри, рас­пал­ся после смер­ти его осно­ва­те­ля, но он воз­ро­дил­ся в мона­стыр­ских шко­лах каро­линг­ской эпо­хи и сред­них веков, где про­из­веде­ния Кас­си­о­до­ра слу­жи­ли учеб­ны­ми посо­би­я­ми.

См. также:
КАССИОДОР (Словарь античности)
КАССИОДОР (КАССИОДОРИЙ) Флавий Магн Аврелий (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА