Античные писатели

КАТУЛЛ, Гай Вале­рий; Ca­tul­lus, Gai­us Va­le­rius, ок. 84 — ок. 54 гг. до н. э., рим­ский поэт. Про­ис­хо­дил из семьи состо­я­тель­ных верон­цев. Учил­ся в Риме. Нико­гда не про­яв­лял поли­ти­че­ских амби­ций. В 57 г. в сви­те про­пре­то­ра Гая Мем­мия при­был в Вифи­нию, где посе­тил моги­лу сво­его бра­та. Вер­нул­ся в Рим уже в 56 г. В Риме при­мкнул к груп­пи­ров­ке моло­дых поэтов, про­зван­ных нео­те­ри­ка­ми, мно­гие из кото­рых, как и он сам, были уро­жен­ца­ми Южной Ита­лии. Имен­но тогда он влю­бил­ся в Кло­дию, сест­ру зна­ме­ни­то­го три­бу­на Пуб­лия Кло­дия. Эта любовь при­нес­ла ему мно­го разо­ча­ро­ва­ний и ока­за­ла глу­бо­кое вли­я­ние на все его твор­че­ство, где Кло­дия высту­па­ет под име­нем Лес­бии. Про­из­веде­ния Катул­ла сохра­ни­лись в сред­не­ве­ко­вых руко­пи­сях в виде сбор­ни­ка под загла­ви­ем Кни­га Катул­ла из Веро­ны (Ca­tul­li Ve­ro­nen­sis li­ber), быть может, состав­лен­но­го самим авто­ром. Этот сбор­ник состо­ит из трех частей: сред­няя содер­жит 18 более круп­ных про­из­веде­ний (61—68), тогда как пер­вая, мет­ри­че­ски чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ная (1—60), и послед­няя (89—116) вклю­ча­ют в себя корот­кие сти­хотво­ре­ния, при­чем начи­ная с 65 пес­ни все про­из­веде­ния напи­са­ны исклю­чи­тель­но эле­ги­че­ским дисти­хом. В корот­ких сти­хотво­ре­ни­ях основ­ная тема — это любовь Катул­ла к Лес­бии, его сча­стье, а потом рев­ность, разо­ча­ро­ва­ние и горечь. Вели­чие поэта про­яв­ля­ет­ся преж­де все­го в огром­ной силе его чув­ства, кото­рую мы нахо­дим так­же в эле­гии о моги­ле бра­та (и в двух дру­гих упо­ми­на­ни­ях о его смер­ти) и в дру­гих про­из­веде­ни­ях, посвя­щен­ных как дру­зьям, так и вра­гам. Катулл оже­сто­чен­но напа­дал на сво­их сопер­ни­ков, удо­сто­ив­ших­ся вни­ма­ния Лес­бии, но порой и на дру­гих, неиз­вест­ных нам людей. Высме­и­вал Цеза­ря и его сто­рон­ни­ков, часто доволь­но мет­ко, поле­ми­зи­ро­вал с пред­ста­ви­те­ля­ми тра­ди­ци­он­ных поэ­ти­че­ских направ­ле­ний. Хотя Катулл пред­став­ля­ет­ся преж­де все­го поэтом пыл­ких стра­стей как в люб­ви, так и в нена­ви­сти, его про­из­веде­ния явля­ют­ся пло­да­ми тща­тель­ной худо­же­ст­вен­ной отдел­ки. Их бро­саю­ща­я­ся в гла­за про­стота и есте­ствен­ность — луч­шее свиде­тель­ство совер­шен­но­го вла­де­ния Катул­лом поэ­ти­че­ским мастер­ст­вом. В круп­ных про­из­веде­ни­ях Катул­ла за фор­маль­ный обра­зец при­ни­ма­ют­ся чаще все­го нам неиз­вест­ные сочи­не­ния алек­сан­дрий­ских поэтов, они так­же демон­стри­ру­ют широ­кую эруди­цию, одна­ко несут и нигде ранее не встре­чав­ший­ся отте­нок чув­ст­ви­тель­но­сти. В сва­деб­ной песне, посвя­щен­ной Ман­лию Торк­ва­ту и Винии Аврун­ку­лее (61), Катул­лу уда­лось пере­дать свои теп­лые чув­ства к моло­дой паре; вели­ко оча­ро­ва­ние и дру­гой пес­ни на ту же тему (62), где состя­за­ют­ся меж­ду собой хоры деву­шек и юно­шей. Неисто­во-гро­зо­вой атмо­сфе­рой насы­ще­на поэ­ма о юно­ше по име­ни Аттис (63), напи­сан­ная труд­ным и мало­употре­би­тель­ным раз­ме­ром (так назы­вае­мым гал­лам­ба­хом). Она рас­ска­зы­ва­ет о тра­гедии моло­до­го гре­ка, почи­та­те­ля боги­ни Кибе­лы, кото­рый в при­сту­пе орги­а­сти­че­ско­го безу­мия лиша­ет себя муж­ско­го досто­ин­ства. Веро­ят­но, на образ­цы алек­сан­дрий­ской поэ­зии ори­ен­ти­ро­ва­на поэ­ма Свадь­ба Пелея и Фети­ды, эпил­ли­он в 408 гекза­мет­рах. Кон­траст с кар­ти­на­ми сва­деб­но­го весе­лья состав­ля­ет здесь раз­вер­ну­тое (более поло­ви­ны всей поэ­мы) повест­во­ва­ние об Ари­адне, бро­шен­ной Тесе­ем на ост­ро­ве Нак­сос. Отры­вок 67 пред­став­ля­ет собой ори­ги­наль­ную вер­сию типич­но­го для элли­ни­сти­че­ской поэ­зии сето­ва­ния влюб­лен­но­го у закры­тых две­рей воз­люб­лен­ной. Катулл раз­го­ва­ри­ва­ет с две­рью, и этот диа­лог рас­кры­ва­ет доволь­но сво­бод­ный образ жиз­ни хозяй­ки дома, неко­ей верон­ской дамы. Это поис­ти­не «жало­ба две­ри», а не «жало­ба влюб­лен­но­го. Во всем твор­че­стве Катул­ла мы нахо­дим следы вли­я­ния его вели­ких пред­ше­ст­вен­ни­ков, как поэтов элли­ни­сти­че­ской эпо­хи (Кал­ли­мах, Апол­ло­ний Родос­ский, Фео­крит), так и более ран­них (Архи­лох, Сап­фо, Еври­пид, Ари­сто­фан). Сре­ди сти­хотво­ре­ний, посвя­ще­ных Лес­бии, обра­ща­ет на себя вни­ма­ние вели­ко­леп­ная пара­фра­за пес­ни Сап­фо (51), а сре­ди круп­ных про­из­веде­ний — доволь­но вер­ный пере­вод эле­гии Кал­ли­ма­ха Локон Бере­ни­ки. В любом слу­чае Катулл явля­ет­ся нова­то­ром, а его непре­хо­дя­щей заслу­гой пред­став­ля­ет­ся введе­ние в эле­гию субъ­ек­тив­но­го эле­мен­та, где миф ста­но­вит­ся сред­ст­вом выра­же­ния самых глу­бо­ких пере­жи­ва­ний поэта. Его твор­че­ство откры­ло доро­гу позд­ней­шим рим­ским поэтам, осо­бен­но Про­пер­цию и Тибул­лу, а так­же Гора­цию.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА