Античные писатели

КАТОНОВЫ ДВУСТИШИЯ; Dis­ti­cha или Dic­ta Ca­to­nis, сбор­ник мора­ли­сти­че­ских сен­тен­ций в сти­хотвор­ной фор­ме в 4 кни­гах, основ­ная часть про­из­веде­ния была, веро­ят­но, созда­на в III в. н. э., все вме­сте извест­но самое позд­нее с кон­ца IV в. Неко­то­рые руко­пи­си исполь­зу­ют назва­ние Настав­ле­ния Мар­ка Като­на сво­е­му сыну (Dic­ta Mar­ci Ca­to­nis ad fi­lium suum), изда­ние Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го сде­ла­ло рас­про­стра­нен­ным назва­ние Като­но­вы дву­сти­шия. Про­слыв­ший вопло­ще­ни­ем житей­ской муд­ро­сти Марк Пор­ций Катон Стар­ший был фигу­рой, кото­рой лег­ко мож­но было при­пи­сать автор­ство сбор­ни­ка сен­тен­ций, в осо­бен­но­сти пото­му, что Катон был авто­ром подоб­но­го Дву­сти­ши­ям про­за­и­че­ско­го про­из­веде­ния. Пер­вая кни­га Като­но­вых Дву­сти­ший была пред­ва­ре­на про­за­и­че­ским пред­и­сло­ви­ем, содер­жа­щим 57 корот­ких сен­тен­ций; остав­ши­е­ся кни­ги снаб­же­ны сти­хотвор­ны­ми пред­и­сло­ви­я­ми. Сен­тен­ции Като­но­вых Дву­сти­ший пред­пи­сы­ва­ют трудо­лю­бие, избе­га­ние спо­ров, немно­го­сло­вие, рас­смат­ри­ва­ние рабов как людей, а преж­де все­го — уме­рен­ность; в неко­то­рых из них слы­шит­ся эхо стои­че­ской эти­ки. Язык про­стой и ясный. С VI в. н. э. и до Ренес­сан­са Като­но­вы Дву­сти­шия были одним из наи­бо­лее чита­е­мых про­из­веде­ний и удо­сто­и­лись пере­во­да почти на все евро­пей­ские язы­ки.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА