Античные писатели

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ; Ky­ril­los, лат. Cy­ril­lus Hie­ro­so­ly­mi­ta­nus, ок. 313—386 гг. н. э., гре­че­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. Пер­во­на­чаль­но был мона­хом в окрест­но­стях Кеса­рии Пале­стин­ской, в 348 г. его избра­ли епи­ско­пом, он при­нял чин из рук ари­а­ни­на Ака­тия, мит­ро­по­ли­та Кеса­рии, за что его, по неко­то­рым сведе­ни­ям, упре­ка­ли Сократ Схо­ла­стик и Созо­мен. Несколь­ко раз его сни­ма­ли с долж­но­сти в пери­о­ды гоне­ний на ари­ан (в 357, 360, 362 и 367 гг.), неко­то­рое вре­мя он про­вел в изгна­нии. В 381 г. при­нял уча­стие в Кон­стан­ти­но­поль­ском собо­ре. Сла­ву про­по­вед­ни­ка ему при­нес­ли 24 катех­и­зы (Ka­te­che­seis). Кирилл читал их пуб­лич­но ок. 347 или в 350 г. Пер­вые 19 кате­хиз несут отпе­ча­ток раз­го­вор­ной речи, осталь­ные, види­мо, были опуб­ли­ко­ва­ны после смер­ти Кирил­ла. Катех­и­зы эти были пред­на­зна­че­ны для тех, кто гото­вил­ся при­нять кре­ще­ние. Пер­вая из них име­ет харак­тер вступ­ле­ния, пять сле­дую­щих каса­ют­ся про­бле­мы обра­ще­ния, в даль­ней­ших объ­яс­ня­ют­ся осно­вы веры. Пять послед­них кате­хиз мы назы­ваем мисти­че­ски­ми, посколь­ку они пред­на­зна­че­ны для уже при­няв­ших кре­ще­ние и объ­яс­ня­ют смысл хри­сти­ан­ских таинств (одна­ко их автор­ство оста­ет­ся спор­ным). Катех­и­зы Кирил­ла поз­во­ля­ют про­следить послед­ний этап исто­рии огла­ше­ния в древ­ней Церк­ви. Они при­над­ле­жат к чис­лу цен­ней­ших лите­ра­тур­ных памят­ни­ков это­го направ­ле­ния.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА