Античные писатели

КВИНТИЛИАН, Марк Фабий; Quin­ti­lia­nus, Mar­cus Fa­bius, род. ок. 35 г. н. э., рим­ский учи­тель крас­но­ре­чия и писа­тель. Родил­ся в Гала­гур­ре в Испа­нии в семье рито­ра. В пяти­де­ся­тых годах учил­ся в Риме, где его учи­те­ля­ми был ритор Доми­ций Афр, ора­тор и исто­рик Сер­ви­лий Нон­ни­ан и грам­ма­тик Рем­мий Пале­мон. По окон­ча­нии уче­бы он воз­вра­тил­ся в Испа­нию, где сво­ей дея­тель­но­стью адво­ка­та и учи­те­ля рито­ри­ки обра­тил на себя вни­ма­ние буду­ще­го импе­ра­то­ра Галь­бы, в то вре­мя рим­ско­го намест­ни­ка в Тара­коне в Испа­нии. По его поже­ла­нию в 68 г. пере­ехал в Рим и там оста­вал­ся до кон­ца жиз­ни. Веро­ят­но, был пер­вым учи­те­лем рито­ри­ки, кото­рый полу­чал жало­ва­нье из импе­ра­тор­ской каз­ны (при Вес­па­си­ане), Доми­ци­ан дове­рил ему вос­пи­та­ние сыно­вей сво­ей пле­мян­ни­цы, в кото­рых видел сво­их пре­ем­ни­ков. Квин­ти­ли­ан был преж­де все­го учи­те­лем рито­ри­ки. Наряду с этим он высту­пал в суде, спе­ци­а­ли­зи­ру­ясь на защит­ных речах. Как судеб­но­го ора­то­ра его отли­ча­ло уме­ние ясно пред­ста­вить дело. Из сво­их речей он сам про­чел толь­ко одну, но и она, как и дру­гие, до нас не дошла. Квин­ти­ли­ан был авто­ром издан­ной ок. 90 г. работы о при­чи­нах упад­ка крас­но­ре­чия (De cau­sis cor­rup­tae elo­quen­tiae). В кон­це жиз­ни, после того как он оста­вил пре­по­да­ва­тель­скую работу, Квин­ти­ли­ан напи­сал, опи­ра­ясь на свой мно­го­лет­ний опыт, про­из­веде­ние Вос­пи­та­ние ора­то­ра (Insti­tu­tio ora­to­ria) в 12 кни­гах. Это учеб­ник антич­но­го крас­но­ре­чия. В нем Квин­ти­ли­ан систе­ма­ти­че­ски изло­жил тео­рию рито­ри­ки и, при­ни­мая во вни­ма­ние потреб­но­сти шко­лы, рас­смот­рел неко­то­рые вопро­сы, тес­но свя­зан­ные с обу­че­ни­ем крас­но­ре­чию. Он так­же изло­жил (в основ­ном в кн. XII) свои взгляды на вос­пи­та­ние буду­щих адеп­тов рито­ри­ки с дет­ства и до зре­ло­го воз­рас­та, а так­же на нрав­ст­вен­ные устои ора­то­ра и его вне­ри­то­ри­че­ское обра­зо­ва­ние в обла­сти фило­со­фии, исто­рии и пра­ва. В зна­чи­тель­ной мере он осно­вы­вал­ся на про­из­веде­ни­ях Цице­ро­на, Варро­на, Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го и сто­и­ка Хри­сип­па. Цице­ро­на он счи­тал образ­цом крас­но­ре­чия. Во вступ­ле­нии к кн. III Квин­ти­ли­ан пред­ста­вил как бы обзор прак­ти­че­ской и тео­ре­ти­че­ской лите­ра­ту­ры по гре­че­ской и рим­ской рито­ри­ке. В пер­вом разде­ле кн. X Квин­ти­ли­ан, пере­чис­ляя необ­хо­ди­мые для вос­пи­та­ния ора­то­ра кни­ги и крат­ко ком­мен­ти­руя их, в неко­то­рой сте­пе­ни выно­сит суж­де­ния, кото­рые реши­ли судь­бу опре­де­лен­ных про­из­веде­ний, при­ведя к их забве­нию или дол­го­веч­но­сти, а так­же неко­то­рых латин­ских и гре­че­ских авто­ров. Под име­нем Квин­ти­ли­а­на до нас дошли два сбор­ни­ка декла­ма­ций, так назы­вае­мые Стар­шие декла­ма­ции (Dec­la­ma­tio­nes maio­res), кото­рых было все­го 19, и Млад­шие декла­ма­ции (Dec­la­ma­tio­nes mi­no­res), пер­во­на­чаль­но 388 декла­ма­ций, из кото­рых до нас дошли толь­ко 145. Одна­ко совре­мен­ная нау­ка отри­ца­ет, что Квин­ти­ли­ан был их авто­ром. Счи­та­ет­ся, что эти декла­ма­ции вышли из-под пера одно­го из его уче­ни­ков. В чис­ле уче­ни­ков Квин­ти­ли­а­на были люди тако­го уров­ня, как Пли­ний Млад­ший, а веро­ят­но, и вели­чай­ший рим­ский исто­рик Тацит. Педа­го­ги­че­ская мысль Квин­ти­ли­а­на сыг­ра­ла зна­чи­тель­ную роль в раз­ви­тии педа­го­ги­ки эпо­хи Воз­рож­де­ния. Его про­из­веде­ние было сокро­вищ­ни­цей зна­ния для мно­гих авто­ров педа­го­ги­че­ских трудов. Из него мно­гое почерп­ну­ли Б. С. Пик­ко­ло­ми­ни и Эразм Рот­тер­дам­ский.

См. также:
КВИНТИЛИАН (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
Приглашаем вас на курсы французского для детей позняки и взрослых.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА