Античные писатели

ЛАБЕРИЙ, Децим; La­be­rius, De­ci­mus, ок. 106—43 гг. до н. э., рим­ский поэт и мимо­граф. Про­ис­хо­дил из всад­ни­че­ско­го сосло­вия. Посколь­ку рим­ские зако­ны запре­ща­ли экви­там высту­пать на сцене под угро­зой лише­ния это­го зва­ния, Лабе­рий не стал акте­ром. При­нуж­ден­ный Цеза­рем сыг­рать в миме, в спе­ци­аль­ном про­ло­ге он выска­зал свои сето­ва­ния и отра­зил всю горечь уни­же­ния. Одна­ко Цезарь воз­вра­тил ему пер­стень и досто­ин­ство всад­ни­ка, кото­рое он утра­тил, сыг­рав роль. От пьес Лабе­рия сохра­ни­лись несвя­зан­ные меж­ду собой фраг­мен­ты и 43 назва­ния, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о раз­но­род­но­сти содер­жа­ния. Неко­то­рые из них, как напри­мер Льстец (Co­lax), Гор­шеч­ни­ца (Aulu­la­ria) или же Близ­не­цы (Ge­mel­li), ука­зы­ва­ют на вза­им­ную связь мима с дру­ги­ми сце­ни­че­ски­ми жан­ра­ми: пал­ли­а­той, тога­той, ател­ла­ной. Фраг­мен­ты гово­рят о том, что свои сюже­ты Лабе­рий чер­пал в повсе­днев­ной жиз­ни. Он выво­дил в про­из­веде­ни­ях пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных обще­ст­вен­ных сло­ев и про­фес­сий, напри­мер Рыбак (Pis­ca­tor), Сук­но­вал (Ful­lo). Лабе­рий исполь­зо­вал в мимах живой язык, сдаб­ри­вая его нели­те­ра­тур­ны­ми выра­же­ни­я­ми. Чтобы рас­сме­шить зри­те­ля, часто исполь­зо­вал непо­ни­ма­ние, выте­каю­щее из дву­смыс­лен­но­сти выра­же­ний или игры слов, что заин­те­ре­со­ва­ло позд­ней­ших грам­ма­ти­ков. Гора­ций очень высо­ко оце­нил твор­че­ство Лабе­рия, поста­вив его наравне с Луци­ли­ем.

См. также:
ЛАБЕРИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА