Античные писатели

ЛИБАНИЙ; Li­ba­nios, 314—393 гг. н. э., гре­че­ский ритор. Родил­ся в Антио­хии на Орон­те в знат­ной семье, обед­нев­шей в резуль­та­те кон­фис­ка­ции иму­ще­ства при Дио­кле­ти­ане. В пери­од обу­че­ния рито­ри­ке Либа­ний про­сла­вил­ся трудо­лю­би­ем, пять лет под­ряд (329—334 гг.) заучи­вая наизусть речи Демо­сфе­на, Исо­кра­та, Эсхи­на и Элия Ари­сти­да. В 336 г. уехал про­дол­жать уче­бу в Афи­нах, где несколь­ко лет спу­стя сам начал пре­по­да­вать рито­ри­ку, но интри­ги при­нуди­ли его поки­нуть Афи­ны (340 г.). После недол­го­го пре­бы­ва­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле и Никее он учил рито­ри­ке в Нико­медии (344—348 гг.). Там он одер­жал победу над афин­ским ора­то­ром Гиме­ри­ем. Это укре­пи­ло его извест­ность и ста­ло при­чи­ной его вызо­ва в Кон­стан­ти­но­поль (встре­чи с рито­ром Феми­сти­ем). В 354 г. он пере­ехал в Антио­хию, где на про­тя­же­нии 40 лет руко­во­дил рито­ри­че­ской шко­лой вплоть до сво­ей смер­ти. Жизнь Либа­ния мы зна­ем доволь­но хоро­шо из его авто­био­гра­фии Жиз­не­опи­са­ние, или О сво­ей судь­бе (or. l, Bios e pe­ri tes heau­tu tyches), напи­сан­ной в 374—390 гг. Био­гра­фи­че­ские сведе­ния содер­жат так­же пись­ма Либа­ния, дати­ру­е­мые 355, 357—365 и 387—393 гг. Сохра­ни­лась био­гра­фия Либа­ния, напи­сан­ная непри­яз­нен­но отно­сив­шим­ся к нему Евна­пи­ем. Либа­ний был набож­ным языч­ни­ком, посвя­щен­ным в мисте­рии, он враж­деб­но отно­сил­ся к хри­сти­ан­ству. Одна­ко под­дер­жи­вал кон­так­ты с хри­сти­а­на­ми. Из его шко­лы вышли зна­ме­ни­тые Отцы Церк­ви Васи­лий Вели­кий, Фео­дор из Моп­су­е­стии и Иоанн Зла­то­уст. Сохра­нив­ша­я­ся корре­спон­ден­ция меж­ду Либа­ни­ем и Васи­ли­ем Вели­ким, по боль­шей части апо­кри­фи­че­ская, и леген­да об обра­ще­нии Либа­ния в хри­сти­ан­ство свиде­тель­ст­ву­ют о его доб­ро­же­ла­тель­ном отно­ше­нии по мень­шей мере к неко­то­рым хри­сти­а­нам. Из огром­но­го наследия Либа­ния сохра­ни­лись: 64 речи, издан­ные лишь после смер­ти авто­ра. Пер­вые пять — это авто­био­гра­фи­че­ские речи. Речи 12—18, 24, 37 свя­за­ны с лич­но­стью Юли­а­на Отступ­ни­ка, важ­ней­шей из них пред­став­ля­ет­ся Над­гроб­ная речь в честь Юли­а­на Отступ­ни­ка (or. 18, Epi­taphios epi Iulia­no; 365 г.). Речи 19—23 были посвя­ще­ны вос­ста­нию антио­хий­цев в 387 г.; речь 30 — К импе­ра­то­ру Фео­до­сию в защи­ту хра­мов (Pros Theo­do­sion ton ba­si­lea hy­per hie­ron; 384 или 388 г.) донес­ла до нас сме­лое выступ­ле­ние про­тив раз­ру­ше­ния язы­че­ских свя­тынь; речь 59 пред­став­ля­ет похва­лу импе­ра­то­рам Кон­стан­цию II и Кон­стан­ту, речь 60 (фр.) была напи­са­на по слу­чаю пожа­ра в хра­ме Апол­ло­на в Дафне под Антио­хи­ей (362 г.), речь 61 — на зем­ле­тря­се­ние в Нико­медии в 358 г., а речь 11 — похва­ла Антио­хии. Речи Либа­ния, направ­лен­ные про­тив зло­употреб­ле­ний импе­ра­тор­ских чинов­ни­ков, часто име­ли резуль­та­том сня­тие с постов намест­ни­ков Сирии. 51 декла­ма­ция Либа­ния, то есть речи на слу­чай, инте­рес­ней­шей из кото­рых явля­ет­ся Защи­та Сокра­та (Apo­lo­gia Sok­ra­tus, dekl. 1), явля­ю­ща­я­ся отве­том на Обви­не­ние Сокра­та (Ka­te­go­ria Sok­ra­tus, 393/2 гг. до н. э.) софи­ста Поли­кра­та, Всту­пи­тель­ные упраж­не­ния (Pro­gym­nas­ta­ta), вклю­чаю­щие в себя анек­доты, рас­ска­зы, похва­лы, опи­са­ния, срав­не­ния (частич­но неа­у­тен­тич­ные) и Пере­ло­же­ния речей Демо­сфе­на (Hy­po­the­seis ton lo­gon De­mos­the­nus). Либа­ний уста­нав­ли­вал автор­скую при­над­леж­ность и иссле­до­вал стиль речей Деме­сфе­на, поэто­му свой труд пред­ва­рил его жиз­не­опи­са­ни­ем. Сохра­ни­лась так­же обшир­ная корре­спон­ден­ция Либа­ния (1544 пись­ма), в два раза пре­вос­хо­дя­щая коли­че­ст­вом пере­пис­ку Цице­ро­на. Либа­ний слыл масте­ром эпи­сто­ляр­но­го жан­ра, а полу­чен­ные от него пись­ма счи­та­лись боль­шой честью. С ним пере­пи­сы­ва­лись Амми­ан Мар­цел­лин, Феми­стий и Юли­ан Отступ­ник. Под име­нем Либа­ния сохра­нил­ся неа­у­тен­тич­ный учеб­ник веде­ния пере­пис­ки (Epis­to­le­maioi cha­rak­te­res). Мно­гие про­из­веде­ния Либа­ния утра­че­ны пол­но­стью, сре­ди них речи, декла­ма­ции, пись­ма, сти­хи. Либа­ний писал речи на атти­че­ском диа­лек­те, при­ни­мая за обра­зец Демо­сфе­на и Элия Ари­сти­да. Чув­ст­вуя себя элли­ном и будучи почи­та­те­лем гре­че­ской куль­ту­ры, он с непри­яз­нью отно­сил­ся к рим­ля­нам и их куль­ту­ре (не знал латы­ни). Либа­ний заслу­жил сла­ву у потом­ков. Осо­бен­но охот­но чита­ли его декла­ма­ции и пись­ма. Сего­дняш­не­го же чита­те­ля преж­де все­го инте­ре­су­ют речи и пись­ма. Выбор­ка из его про­из­веде­ний ста­ла кано­ном школь­но­го чте­ния в Визан­тии. Визан­тий­ские лек­си­ко­гра­фы назы­ва­ют Либа­ния Малым Демо­сфе­ном.

См. также:
ЛИБАНИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА