Античные писатели

МЕНИПП; Me­nip­pos или Me­nip­pus, из Гада­ры в Сирии, пер­вая поло­ви­на III в. до н. э., гре­че­ский фило­соф, киник. Соглас­но мало­прав­до­по­доб­ным сведе­ни­ям, он родил­ся рабом. Бла­го­да­ря Менип­пу кини­че­ская фило­со­фия нашла свое лите­ра­тур­ное выра­же­ние. Все его про­из­веде­ния были напи­са­ны с истин­но кини­че­ской иро­ни­ей. От них сохра­ни­лись лишь раз­роз­нен­ные отрыв­ки и 3 назва­ния: Заве­ща­ния (Dia­the­kai), содер­жа­щие юмо­ри­сти­че­скую трак­тов­ку фик­тив­ных заве­ща­ний, Пись­ма богов или бога­ми сло­жен­ные (Epis­to­lai ke­kompseu­me­nai apo tu ton theon pro­so­pu), поло­жив­шие нача­ло этой раз­но­вид­но­сти эпи­сто­ляр­ной лите­ра­ту­ры (ср. Геро­иды Овидия), Вести из Под­зе­ме­лья (Ne­kya), пред­став­ля­ю­щие собой паро­дию на соше­ст­вия в Аид (такие «соше­ст­вия» мы нахо­дим, напри­мер, в XI кн. Одис­сеи Гоме­ра или в Лягуш­ках Ари­сто­фа­на). Веро­ят­но, Менипп напи­сал ана­ло­гич­ное про­из­веде­ние о путе­ше­ст­вии на небо, кото­ро­му под­ра­жа­ют Луки­ан в Ика­ро­ме­нип­пе и Сене­ка Фило­соф в Отык­в­ле­нии боже­ст­вен­но­го Клав­дия. Содер­жа­ние про­из­веде­ний Менип­па состав­ля­ли кини­че­ские эти­че­ские уче­ния, кри­ти­ку­ю­щие людей и богов. Это содер­жа­ние он изла­гал иро­нич­но, весе­ло и юмо­ри­сти­че­ски, вво­дя в свои сочи­не­ния комедий­ные моти­вы, паро­дии на эпос и тра­гедию. Бла­го­да­ря это­му он полу­чил у древ­них про­зви­ще spu­do­ge­loios (Насмеш­ник). Писал про­зой, пере­ме­жав­шей­ся со сти­ха­ми, создав таким обра­зом харак­тер­ную лите­ра­тур­ную фор­му, так назы­вае­мую менип­по­ву сати­ру. Ока­зал боль­шое вли­я­ние на позд­ней­ших авто­ров. Его бра­ли за обра­зец Меле­агр из Гада­ры, Сене­ка, Луци­лий, Марк Терен­ций Варрон, Луки­ан, Пет­ро­ний, Мар­ци­ан Капел­ла и Боэций.

См. также:
МЕНИПП (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА