Античные писатели

МИМНЕРМ; Mim­ner­mos, из Коло­фо­на или Смир­ны, вто­рая поло­ви­на VII в. до н. э., гре­че­ский эле­ги­че­ский поэт. Мим­нерм явля­ет­ся пер­вым извест­ным нам пред­ста­ви­те­лем типич­ной для Гре­ции так назы­вае­мой объ­ек­тив­ной любов­ной эле­гии, то есть такой, в кото­рой поэт рас­ска­зы­ва­ет о любов­ных пере­жи­ва­ни­ях геро­ев мифа или мест­ных пре­да­ний, опо­сре­до­ван­но выра­жая и свои соб­ст­вен­ные чув­ства (вме­сто того чтобы гово­рить от сво­его лица, как это дела­ет­ся в субъ­ек­тив­ной эле­гии). В дошед­ших до нас фраг­мен­тах эле­гии поэт раз­мыш­ля­ет о брен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни. Ее смысл и цен­ность он видит толь­ко в моло­до­сти и поль­зо­ва­нии ее бла­га­ми, пре­крас­ней­шее из кото­рых — любовь. Оста­ток жиз­ни полон стра­да­ний и бед, а ста­рый урод­ли­вый чело­век, неми­лый людям, уже не может ниче­му радо­вать­ся, ему оста­ет­ся лишь смерть (с эти­ми убеж­де­ни­я­ми Мим­нер­ма спо­рил Солон). Вслед за Гоме­ром Мим­нерм срав­ни­ва­ет чело­ве­че­скую жизнь с быст­ро падаю­щи­ми с дере­вьев листья­ми. Хруп­кость и недол­го­веч­ность жиз­ни застав­ля­ют луч­ше ее исполь­зо­вать. Сохра­ни­лись так­же фраг­мен­ты повест­во­ва­тель­ных эле­гий Мим­нер­ма, чаще все­го мифо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния. Луч­ший из них рас­ска­зы­ва­ет о золо­том ложе, выко­ван­ном Гефе­стом, на кото­ром Гелиос (Солн­це) совер­ша­ет свое еже­нощ­ное путе­ше­ст­вие по оке­а­ну на Восток. В дру­гих фраг­мен­тах опи­сы­ва­ет­ся поход Ясо­на за золотым руном и помощь Медеи. Мим­нер­му при­пи­сы­ва­ли и воен­ные эле­гии. Но похо­же, что отрыв­ки дан­но­го содер­жа­ния не отно­сят­ся к эпо­хе Мим­нер­ма, но созда­ны гораздо рань­ше и ведут свое про­ис­хож­де­ние от про­из­веде­ний мифо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния. Такой эле­ги­че­ской поэ­мой была Исто­рия Смир­ны (Smyr­neis), посвя­щен­ная леген­дар­но­му и исто­ри­че­ско­му про­шло­му это­го горо­да. Воз­мож­но, к этой поэ­ме отно­сит­ся фраг­мент о неустра­ши­мом герое, кото­рый в оди­ноч­ку пре­сле­ду­ет убе­гаю­щие в бес­по­ряд­ке отряды лидий­цев. Про­из­веде­ния Мим­нер­ма отли­ча­лись музы­каль­но­стью сти­ха, искрен­ни­ми и живы­ми чув­ства­ми, яркой образ­но­стью. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху твор­че­ство Мим­нер­ма было разде­ле­но на 2 кни­ги. Одна из них полу­чи­ла назва­ние Нан­но (Nan­no), по име­ни флей­тист­ки, воз­люб­лен­ной поэта. Алек­сан­дрий­ские поэты высо­ко цени­ли Мим­нер­ма, оши­боч­но счи­тая его изо­бре­та­те­лем эле­гии. Это заблуж­де­ние воз­ник­ло, веро­ят­но, пото­му, что Мим­нерм был созда­те­лем нарра­тив­ной (повест­во­ва­тель­ной) эле­гии, то есть такой, какие писа­ли они сами. Высо­кое мне­ние о Мим­нер­ме поза­им­ст­во­ва­ли у алек­сан­дрий­цев рим­ские эле­ги­ки.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА