Античные писатели

НЕВИЙ, Гней; Nae­vius, Gnae­us, ум. ок. 201 г. до н. э., рим­ский поэт. Родил­ся, по-види­мо­му, в Капуе в Кам­па­нии. При­ни­мал уча­стие в I Пуни­че­ской войне. В 235 г. поста­вил свою первую пье­су. Пре­сло­ву­тая кам­пан­ская гор­дость, чув­ство соб­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти подо­гре­ва­ли его непри­язнь к ноби­лям и вдох­нов­ля­ли на борь­бу за сво­бо­ду сло­ва. Это отчет­ли­во отра­зи­лось в его твор­че­стве, осо­бен­но в комедий­ном. Пуб­лич­но поимен­но Невий напа­дал на пред­ста­ви­те­лей вли­я­тель­но­го ари­сто­кра­ти­че­ско­го рода Метел­лов, кото­рые так­же не оста­лись в дол­гу, добив­шись в 206 г. заклю­че­ния поэта в тюрь­му, а позд­нее, воз­мож­но, и его изгна­ния. В 204 г. Невий оста­вил Рим, пере­ехав пред­по­ло­жи­тель­но в Ути­ку в Афри­ке, где умер в 201 г. до н. э. или немно­го поз­же. Лите­ра­тур­ную дея­тель­ность начал со сце­ни­че­ской поэ­зии — тра­гедий и комедий, тво­ря несколь­ко лет под­ряд наряду с Ливи­ем Анд­ро­ни­ком, а воз­мож­но, и с Плав­том, кото­рый смог про­сла­вить­ся лишь тогда, когда Невий поки­нул Рим. Глав­ным направ­ле­ни­ем твор­че­ства Невия была комедия. Он напи­сал и поста­вил несколь­ко десят­ков пьес, осно­ван­ных на гре­че­ских образ­цах, так назы­вае­мые fa­bu­lae pal­lia­tae (пал­ли­а­ты, то есть комедии, кото­рые игра­лись в гре­че­ских костю­мах). Мы зна­ем 35 назва­ний и око­ло 140 фраг­мен­тов. Фраг­мен­ты эти, одна­ко, черес­чур малы, чтобы мож­но было опре­де­лить гре­че­ские источ­ни­ки отдель­ных комедий Невия; это были в основ­ном пье­сы пред­ста­ви­те­лей сред­не­ат­ти­че­ской комедии: Евбу­ла, Алек­си­са, Анти­фа­на — и ново­ат­ти­че­ской комедии (Менандр). На Менанд­ра Невий опи­рал­ся в комедии Льстец (Co­lax). Невий вос­при­ни­мал гре­че­ский обра­зец как услов­ную схе­му, модель, кото­рую он сво­бод­но запол­нял содер­жа­ни­ем, соот­вет­ст­ву­ю­щим рим­ско­му или ита­лий­ско­му виде­нию, с аллю­зи­я­ми на тогдаш­ние усло­вия, рез­ки­ми, а под­час и язви­тель­ны­ми напад­ка­ми на совре­мен­ных ему государ­ст­вен­ных дея­те­лей и поли­ти­че­ских лиде­ров. Невий так­же соеди­нял сюжет­ные линии несколь­ких гре­че­ских образ­цов в одной пье­се или исполь­зо­вал кон­та­ми­на­цию. Грам­ма­ти­ки, лек­си­ко­гра­фы и неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли рим­ской худо­же­ст­вен­ной лите­ра­ту­ры донес­ли до нас раз­роз­нен­ные, пре­иму­ще­ст­вен­но одно­сти­хо­вые фраг­мен­ты, а порой лишь назва­ния комедий Невия: Убий­ца (Akon­ti­zo­me­nos), Комедия о погон­щи­ке (Agi­ta­to­ria), Бес­сон­ный (Ag­ryp­nun­tes), Апу­лий­ка (Apel­la), Про­ри­ца­тель (Ario­lus) — пье­са с ита­лий­ской окрас­кой, поэто­му неко­то­рые счи­та­ют ее оте­че­ст­вен­ной комеди­ей — тога­той (fa­bu­la to­ga­ta), Любез­ни­ца (As­tio­lo­ga), Уголь­щи­ца (Car­bo­na­ria), Хла­мида­рия, Льстец, Ком­мот­рия (толь­ко назва­ние, при­веден­ное у Варро­на), Цве­точ­ни­ца (Co­rol­la­ria), Поме­шан­ный (De­men­tes), Демет­рий (толь­ко назва­ние у Варро­на), Обман (Do­lus), Гон­чар (Fi­gu­lus), Гла­у­ко­ма (Glau­ko­ma), Учи­тель гим­на­сти­ки (Gym­nas­ti­cus), Лам­па­дио (имя раба), Леон (загла­вие, веро­ят­но, по име­ни), Лидус (неко­то­рые счи­та­ют ее тра­геди­ей), Нагидо (сохра­ни­лось толь­ко одно сло­во), Моря­ки (Nau­tae), Нер­бо­ла­рия (точ­но­го пере­во­да назва­ния нет), Блуд­ни­ца (Pae­lex), Мас­ка (Per­so­na­ta), Под­кидыш (Proiec­tus), Четы­ре близ­не­ца (Quad­ri­ge­mi­ni), Ста­лагм (по име­ни раба), Мече­ный (Stig­ma­tias), Тарен­тий­ка (Ta­ren­til­la), Шар­ла­тан (Tech­ni­cus), Комедия о туни­ке (Tu­ni­cu­la­ria) и др. В загла­ви­ях пьес чаще все­го фигу­ри­ру­ет имя неволь­ни­ка, настав­ни­ка или глав­но­го винов­ни­ка интри­ги, ино­гда имя девуш­ки. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство назва­ний — при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -aria, ука­зы­ваю­щим на опу­щен­ное сло­во «комедия». Этот тип загла­вий, частый так­же у Плав­та и уже не встре­чаю­щий­ся у позд­ней­ших пред­ста­ви­те­лей элли­ни­зи­ро­ван­ной пал­ли­а­ты (Цеци­лия и Терен­ция), ука­зы­ва­ет на проч­ную связь Невия с ита­лий­ским сце­ни­че­ским твор­че­ст­вом. Отдель­ные фраг­мен­ты не поз­во­ля­ют рекон­струи­ро­вать ни одну из пьес. Един­ст­вен­ная комедия, содер­жа­ние кото­рой уда­лось уста­но­вить со зна­чи­тель­ной долей веро­ят­но­сти, это Тарен­тий­ка: в одном из фраг­мен­тов поэт опи­сал вызы­ваю­щее поведе­ние пол­ной оча­ро­ва­ния и неве­ро­ят­но кокет­ли­вой девуш­ки. Неко­то­рые уче­ные допус­ка­ют, что Невий был созда­те­лем и тога­ты, то есть комедии на оте­че­ст­вен­ную тема­ти­ку, и отно­сят к ней фраг­мент из пье­сы Про­ри­ца­тель, но наблюдаю­щий­ся в ней искон­но ита­лий­ский коло­рит, кото­рый при­сут­ст­ву­ет и во фраг­мен­тах дру­гих пьес Невия, и в пал­ли­а­тах Плав­та, опро­вер­га­ет это пред­по­ло­же­ние: ско­рее он свиде­тель­ст­ву­ет о сво­бод­ном отно­ше­нии Невия к гре­че­ским образ­цам. Язык комедий Невия настоль­ко богат, что поэт пере­да­ет с его помо­щью любые оттен­ки настро­е­ния — от шут­ли­во­го, через сен­ти­мен­таль­ное, до серь­ез­но­го, страст­но­го, почти язви­тель­но­го. Он отме­чен чер­та­ми раз­го­вор­но­го язы­ка с харак­тер­ным оби­ли­ем меж­до­ме­тий и умень­ши­тель­ных форм. Если мы обра­тим вни­ма­ние так­же на раз­но­об­ра­зие сти­хотвор­ных раз­ме­ров, то при­дем к заклю­че­нию, что все, чем мы вос­хи­ща­ем­ся у Плав­та, не было чуж­до и Невию. Зна­чи­тель­но менее пло­до­ви­тый тра­гик, сопер­ни­чав­ший на этом попри­ще с Ливи­ем Анд­ро­ни­ком, Невий писал ско­пи­ро­ван­ные с гре­че­ских образ­цов пье­сы на мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты, назван­ные по обу­ви акте­ров fa­bu­lae cothur­na­tae (котур­на­ты) или fa­bu­lae cre­pi­da­tae (кре­пида­ты). Невий пере­ра­ба­ты­вал гре­че­ские тра­гедии пре­иму­ще­ст­вен­но тро­ян­ско­го цик­ла: Тро­ян­ский конь (Equos Troia­nos), Вылаз­ка Гек­то­ра (Hec­tor pro­fi­cis­cens), Ифи­ге­ния и, веро­ят­но, Анд­ро­ма­ха; дру­гие пре­да­ния опре­де­ли­ли содер­жа­ние тра­гедий Даная и Ликург. Невий обо­га­щал тра­ди­ци­он­ные схе­мы гре­че­ских тра­гедий моти­ва­ми рим­ских легенд и сюже­та­ми из совре­мен­ной рим­ской исто­рии, а роли испол­ня­лись акте­ра­ми в отде­лан­ных кай­мой тогах — пре­текстах, отсюда назва­ние этой нацио­наль­ной тра­гедии — fa­bu­la prae­tex­ta. В пье­се Ромул (Ro­mu­lus) или Волк (Lu­pus) Невий вос­пе­вал осно­ва­ние Рима, а в тра­гедии Кла­сти­дий (Clas­ti­dium) почтил победу Клав­дия Мар­цел­ла над гал­ла­ми в 222 г. до н. э. Пат­рио­тизм Невия и его при­стра­стие к исто­ри­че­ской тема­ти­ке нашли выра­же­ние в нацио­наль­ной эпо­пее о Пуни­че­ской войне Песнь о Пуни­че­ской войне (Bel­li Pu­ni­ci car­men). Это про­из­веде­ние, напи­сан­ное древним ита­лий­ским сатур­ни­че­ским сти­хом, было позд­нее поде­ле­но грам­ма­ти­ком Лам­па­ди­о­ном на 7 книг. Фраг­мен­тар­ная сохран­ность про­из­веде­ния при­ве­ла к рас­хож­де­ни­ям заклю­че­ний уче­ных отно­си­тель­но его ком­по­зи­ции и содер­жа­ния. В послед­нее вре­мя при­ня­то счи­тать, что, веро­ят­нее все­го, Невий после обра­ще­ния к Музам сра­зу при­сту­пил к опи­са­нию собы­тий I Пуни­че­ской вой­ны, но, доведя повест­во­ва­ние до 262 г. до н. э. еще в пер­вой кни­ге, пре­рвал его изло­же­ни­ем длин­но­го, одна­ко суще­ст­вен­но­го с точ­ки зре­ния поэ­ти­ки жан­ра мифо­ло­го-леген­дар­но­го эпи­зо­да о бег­стве Энея из-под Трои и его ски­та­ни­ях вплоть до осно­ва­ния Рима, чтобы толь­ко в кон­це III или в IV кни­ге вновь начать рас­сказ о даль­ней­шей исто­рии вой­ны до ее окон­ча­ния в 241 г. до н. э. Невий упо­ми­нал в поэ­ме и о соб­ст­вен­ном уча­стии в опи­сы­ва­е­мой войне. Эпо­пея Невия ока­за­ла вли­я­ние на все позд­ней­шие исто­ри­че­ские поэ­мы, кото­рые, начи­ная с Энния, были напи­са­ны уже гекза­мет­ром. Мно­гим поэ­ме Невия обя­за­ны Эне­ида Вер­ги­лия и Пуни­ка Силия Ита­ли­ка. Для исто­рии лите­ра­ту­ры, одна­ко, важ­нее его вли­я­ние на Плав­та, в кото­ром Невий нашел спо­соб­но­го под­ра­жа­те­ля и после­до­ва­те­ля.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА