Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭГИ́НА

Aegīna, Αἰγί­νη, позд­нее Αἴγι­να, н. Эги­на или Энгия, ост­ров в Саро­ни­че­ском зали­ве меж­ду Арго­лидою и Атти­кою, не мно­гим более 2 кв. миль вели­чи­ной, в боль­шей части горист (Τρι­πυρ­γία, Πα­νελ­λή­νιον), на рав­ни­нах (на запа­де) чрез­вы­чай­но пло­до­ро­ден; в поч­ве обиль­ные зале­жи цен­ной гли­ны, кото­рую употреб­ля­ли для выдел­ки пре­вос­ход­ной посуды (отс. χυτ­ρό­πωλις). По народ­но­му ска­за­нию, Зевс при­нес Эги­ну, дочь фли­а­сий­ско­го реч­но­го бога Асо­па, на этот ост­ров, тогда назы­вав­ший­ся Ойно­ною; здесь Эги­на роди­ла Эака (см. Aea­cus); затем Зевс насе­лил ост­ров мир­мидо­на­ми. Это ска­за­ние ука­зы­ва­ет на коло­ни­за­цию из Фли­ун­та и Фтии. После того как Эакиды оста­ви­ли ост­ров, а имен­но Тела­мон ушел на Сала­мин, а Пелей в Фтию, этно­гра­фи­че­ский харак­тер насе­ле­ния (Αἰγι­νῆται), вслед­ст­вие при­хо­да сюда новых посе­лен­цев из Епи­дав­ра, сде­лал­ся суще­ст­вен­но дори­че­ским (Hdt. 8, 46) и исто­рия Эги­ны была тес­но свя­за­на с исто­ри­ей Епи­дав­ра, осо­бен­но в поло­вине VIII в., во вре­мя тира­нии Фей­до­на, того само­го, кото­рый, как гово­рят, пер­вый стал чека­нить сереб­ря­ную моне­ту. Одна­ко око­ло 540 г. эгин­цы вышли из-под зави­си­мо­сти от Епи­дав­ра и настоль­ко раз­ви­ли свою тор­гов­лю и мор­ские силы, что сами ста­ли осно­вы­вать коло­нии (Кидо­ния на Кри­те, Эгинет в Пафла­го­нии). Нема­ло содей­ст­во­ва­ли они успе­ху борь­бы про­тив пер­сов. В бит­ве при Сала­мине эгин­цы кро­ме кораб­лей, необ­хо­ди­мых для защи­ты их род­но­го ост­ро­ва, выста­ви­ли еще 30 три­рем для союз­но­го гре­че­ско­го флота и полу­чи­ли первую награ­ду за храб­рость. Hdt. 5, 83. 8, 46 и 93. Вско­ре, одна­ко, это зна­чи­тель­ное могу­ще­ство эгин­цев воз­буди­ло зависть соседей их, афи­нян, кото­рым и уда­лось в вой­ну с Корин­фом, Епи­дав­ром и Эги­ной раз­бить близ это­го ост­ро­ва флот эгин­цев; а затем эгин­цы долж­ны были (457 г.) срыть свои сте­ны, выдать кораб­ли и пла­тить дань. Позд­нее (431 г.) жите­ли были даже совер­шен­но про­гна­ны с ост­ро­ва афи­ня­на­ми и, по ука­за­нию лакеде­мо­нян, посе­ли­лись в обла­сти Фире­а­ти­де. Хотя в 404 г. Лисандр и пере­се­лил их обрат­но на Эги­ну, могу­ще­ство и бла­го­со­сто­я­ние это­го ост­ро­ва были уже сокру­ше­ны. Позд­нее ост­ров Эги­на при­над­ле­жал к Ахей­ско­му сою­зу, затем это­ля­нам, Атта­лу Пер­гам­ско­му и нако­нец рим­ля­нам, под вла­стью кото­рых ост­ров сохра­нял номи­наль­ную авто­но­мию. Бога­то разу­кра­шен­ный пор­то­вый город Эги­на нахо­дил­ся на запад­ном бере­гу и имел две, отча­сти искус­ст­вен­но, посред­ст­вом молов, устро­ен­ные гава­ни; в горо­де нахо­дил­ся Αἰάκειον, храм Эака, в кото­ром хра­ни­лись и вен­ки, полу­чае­мые на Эаке­ях, т. е. на празд­ни­ке, совер­шав­шем­ся в честь Эака (Pind. Nem. 5, 53); далее к середине ост­ро­ва лежал город Οἴη. На Панел­ле­нии сто­ял храм Зев­са. Но не отсюда, а из одно­го хра­ма Афи­ны взя­ты нахо­дя­щи­е­ся теперь в мюн­хен­ской глип­то­те­ке фрон­тон­ные груп­пы, из кото­рых одна изо­бра­жа­ет борь­бу за тело Ахил­ла, дру­гая, веро­ят­но, борь­бу за труп Оик­ла, бое­во­го това­ри­ща Герак­ла при взя­тии Трои. Изве­стен в исто­рии искусств эгин­ский стиль; отли­чи­тель­ная чер­та его та, что, ста­ра­ясь выра­зить пла­сти­че­скую инди­виду­аль­ность и быть близ­ким при­ро­де, он в то же вре­мя оста­ет­ся вер­ным тра­ди­ци­он­ным типам богов более, чем стиль атти­че­ский. Заме­ча­тель­ны­ми масте­ра­ми эгин­ско­го поши­ба были: Кал­лон, Ана­к­са­гор, Глав­кий, Симон, Онат. Из мно­го­об­раз­ных пред­ме­тов тор­гов­ли эгин­цев осо­бен­но заме­ча­тель­на эгин­ская брон­за, при­бли­жаю­ща­я­ся по досто­ин­ству к коринф­ской и делос­ской, и мно­же­ство галан­те­рей­ных и мел­ких вещей, поче­му под име­нем Αἰγι­ναία ἐμπο­λή под­ра­зу­ме­ва­ют­ся вся­ко­го рода мел­кие това­ры, без­де­луш­ки. Как густо было насе­ле­ние ост­ро­ва, пока­зы­ва­ет изве­стие, по кото­ро­му на Эгине жило 5000 граж­дан и 470000 рабов. Aris­tot. ap. Athen. 6, 272. d. Strab. 8, 375. Ср.: O. Mül­ler, Aegi­ne­ti­co­rum li­ber (1817). About в Ar­chi­ves des mis­sions scien­tif., III p. 481—567. Bur­sian, Geo­gra­phie von Grie­chen­land, II, 77 слл.

См. также:
ЭГИНА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 24—25.
См. по теме: ЭСКВИЛИИ, ЕСКВИЛИИ, ЭСКВИЛИНА • ЭРИТРЕЙСКОЕ МОРЕ, ЕРИФРЕЙСКОЕ МОРЕ • ДИАКРИЯ • ДИОЛК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Воин.
Деталь западного фронтона храма Афины в Эгине.
Мрамор. Рубеж VI и V вв. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Воин, помогающий раненому.
Деталь восточного фронтона храма Афины в Эгине.
Мрамор. Рубеж VI и V вв. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова.
Фрагмент с восточного фронтона храма Афины в Эгине.
Мрамор. Начало V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Раненый воин.
Деталь западного фронтона храма Афины в Эгине.
Мрамор. Рубеж VI и V вв. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стрелок из лука.
Деталь восточного фронтона храма Афины в Эгине.
Мрамор. Рубеж VI и V вв. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Фронтон эгинского храма Афины. Реконструкция.

Эгина.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Колонна храма Афины Афайи в Эгине.
Ок. 490 г. до н. э.
Эгина.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА