Словарь античности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. Уже на ран­них эта­пах эпо­хи антич­но­сти боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось не толь­ко раз­вле­ка­тель­ной, но и дидак­ти­че­ской функ­ции поэ­зии. Худо­же­ст­вен­ная струк­ту­ра и стиль дидак­ти­че­ской поэ­зии вос­хо­дят к геро­и­че­ско­му эпо­су. Основ­ны­ми раз­ме­ра­ми были пер­во­на­чаль­но дак­ти­ли­че­ский гекза­метр, позд­нее эле­ги­че­ский дистих. В силу жан­ро­вой спе­ци­фи­ки круг тем дидак­ти­че­ской поэ­зии был необы­чай­но широк и охва­ты­вал раз­лич­ные науч­ные дис­ци­пли­ны, фило­со­фию, эти­ку. К дру­гим образ­цам дидак­ти­че­ской поэ­зии сле­ду­ет отне­сти про­из­веде­ния Геси­о­да «Тео­го­ния» — эпи­че­скую поэ­му об исто­рии про­ис­хож­де­ния мира и богов — и «Труды и дни» — поэ­ти­че­ское повест­во­ва­ние о зем­леде­лии, содер­жа­щее зна­чи­тель­ный дидак­ти­че­ский эле­мент. В 6 в. до н. э. появи­лись дидак­ти­че­ские сти­хотво­ре­ния Фоки­лида и Фео­гнида; такие фило­со­фы, как Ксе­но­фан, Пар­ме­нид, Эмпе­докл, изла­га­ли в поэ­ти­че­ской фор­ме свои уче­ния. В 5 в. не поэ­зия, а про­за заня­ла веду­щее место в дидак­ти­че­ской лите­ра­ту­ре. Новый подъ­ем дидак­ти­че­ской поэ­зии начал­ся в пери­од элли­низ­ма, когда пока­за­лось заман­чи­вым при­ме­нить худо­же­ст­вен­ную фор­му для изло­же­ния науч­ных идей. Выбор мате­ри­а­ла опре­де­лял­ся не столь­ко глу­би­ной позна­ний авто­ра в той или иной обла­сти зна­ния, сколь­ко его стрем­ле­ни­ем рас­ска­зать как мож­но подроб­нее о мало­изу­чен­ных про­бле­мах: Арат (дидак­ти­че­ская поэ­ма «Явле­ния», содер­жа­щая сведе­ния об аст­ро­но­мии), Никандр (2 дидак­ти­че­ских сти­хотво­ре­ния о сред­ствах про­тив ядов). При­ме­ра­ми дидак­ти­че­ской поэ­зии явля­ют­ся поэ­мы о стро­е­нии зем­ли Дио­ни­сия Пери­еге­та, о рыб­ной лов­ле — Оппи­а­на, об аст­ро­ло­гии — Доро­фея Сидон­ско­го. Еще до зна­ком­ства с гре­че­ской дидак­ти­че­ской поэ­зи­ей у рим­лян суще­ст­во­ва­ли соб­ст­вен­ные дидак­ти­че­ские про­из­веде­ния (напри­мер, трак­та­ты по сель­ско­му хозяй­ству), одна­ко на них рано ока­за­ли вли­я­ние худо­же­ст­вен­ные сред­ства гре­че­ской дидак­ти­че­ской поэ­зии. Появи­лись латин­ские пере­во­ды элли­ни­сти­че­ских авто­ров (Энний, Цице­рон). Наи­бо­лее круп­ны­ми ори­ги­наль­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми явля­ют­ся фило­соф­ская поэ­ма Лукре­ция Кара «О при­ро­де вещей», пред­став­ля­ю­щая собой изло­же­ние мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го уче­ния Эпи­ку­ра, и эпи­че­ская поэ­ма Вер­ги­лия «Геор­ги­ки», в кото­рой он, учи­ты­вая бед­ст­вен­ное состо­я­ние сель­ско­го хозяй­ства Ита­лии вслед­ст­вие граж­дан­ской вой­ны, поэ­ти­зи­ру­ет кре­стьян­ский уклад жиз­ни и вос­хва­ля­ет труд зем­ледель­ца. По образ­цу элли­ни­сти­че­ской поэ­зии напи­са­ны поэ­ма Овидия «Фасты» — поэ­ти­че­ский рас­сказ о ста­рин­ных обрядах и ска­за­ни­ях, вошед­ших в рим­ский кален­дарь, — и его вари­а­ции на эро­ти­че­скую тему, содер­жа­щие эле­мент дидак­ти­ки. Дидак­ти­че­ская поэ­зия исполь­зо­ва­лась так­же для рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния: Ком­мо­ди­ан («Настав­ле­ния языч­ни­кам и хри­сти­а­нам»). Жанр дидак­ти­че­ской поэ­зии суще­ст­во­вал вплоть до ново­го вре­ме­ни. В Визан­тии для луч­ше­го запо­ми­на­ния мно­гие учеб­ные посо­бия были напи­са­ны в сти­хотвор­ной фор­ме.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ЭПОД, ЕПОД • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА