Словарь античности

ЕВРЕИ, исто­ри­че­ская общ­ность людей, сло­жив­ша­я­ся в про­цес­се пере­се­ле­ния семит­ских коче­вых пле­мен в Пале­сти­ну, про­ис­хо­див­ше­го, по всей види­мо­сти, на рубе­же 13 и 12 вв. до н. э. Конец их государ­ст­вен­ной само­сто­я­тель­но­сти был поло­жен в 1—2 вв. н. э., когда рим­ляне пода­ви­ли вос­ста­ния 66—70 и 132—135. С это­го пери­о­да евреи суще­ст­во­ва­ли в диас­по­ре, рас­се­ян­ные по все­му миру; диас­по­ра евре­ев нача­лась, одна­ко, гораздо рань­ше, будучи след­ст­ви­ем ряда исто­ри­че­ских при­чин. Рели­ги­оз­ным ядром, вокруг кото­ро­го фор­ми­ро­ва­лась их государ­ст­вен­ность, был стро­гий моно­те­изм — почи­та­ние бога Яхве, счи­тав­ше­го­ся так­же зако­но­да­те­лем. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния государ­ства завер­шил­ся ок. 1000 до н. э. созда­ни­ем Изра­иль­ско-иудей­ско­го цар­ства. По пре­да­нию, пер­вым царем был Саул из коле­на Вени­а­ми­но­ва. При его пре­ем­ни­ках Давиде и Соло­моне (из коле­на Иуди­на) Изра­иль­ско-иудей­ское цар­ство со сто­ли­цей в Иеру­са­ли­ме достиг­ло сво­его рас­цве­та. После смер­ти царя Соло­мо­на цар­ство рас­па­лось на два — Изра­иль­ское (на севе­ре) и Иудей­ское (на юге). В после­дую­щие сто­ле­тия древ­не­ев­рей­ские государ­ства ста­ли объ­ек­том напа­де­ния более круп­ных государств. В 586 до н. э. было уни­что­же­но Иудей­ское цар­ство, наи­бо­лее зажи­точ­ные и знат­ные евреи были пере­се­ле­ны в г. Вави­лон («Вави­лон­ское пле­не­ние»). Спа­се­ние сво­его нацио­наль­но­го един­ства и само­со­зна­ния евреи нашли в рели­гии и тем самым обосо­би­лись от дру­гих наро­дов. Это стрем­ле­ние к обособ­ле­нию, сохра­нив­ше­е­ся и в диас­по­ре как реак­ция на непре­кра­щаю­щи­е­ся гоне­ния, в совре­мен­ном сио­низ­ме объ­яс­ня­ет­ся мисти­че­ски — как знак избран­но­сти евре­ев и их осо­бой роли в миро­вой исто­рии. Клас­со­вые про­ти­во­ре­чия при­об­ре­та­ли фор­му рели­ги­оз­ных. На рубе­же двух эр сфор­ми­ро­ва­лись четы­ре рели­ги­оз­но-поли­ти­че­ских груп­пи­ров­ки — сад­ду­кеи, фари­сеи, зелоты и ессеи. Сад­ду­кеи были пар­ти­ей ари­сто­кра­тов. Они объ­еди­ня­лись с власть иму­щи­ми и при­дер­жи­ва­лись кон­сер­ва­тив­ных взглядов в обла­сти рели­гии. Фари­сеи пред­став­ля­ли сред­ние слои, враж­до­ва­ли с сад­ду­ке­я­ми и, нахо­дя под­держ­ку в наро­де, посто­ян­но высту­па­ли про­тив царя и ино­зем­ной вла­сти; вме­сте с тем, они все­гда были гото­вы пой­ти на ком­про­мисс. Зелоты, пар­тия неиму­щих, к кото­рым при­мы­ка­ли зем­ледель­цы, мел­кие ремес­лен­ни­ки и рыба­ки, ожида­ли при­хо­да Мес­сии — боже­ст­вен­но­го спа­си­те­ля, бор­ца — и хоте­ли воору­жен­ным путем спо­соб­ст­во­вать уста­нов­ле­нию эпо­хи его цар­ства. Ессеи, как и фари­сеи, были пред­ста­ви­те­ля­ми того дви­же­ния, кото­рое сфор­ми­ро­ва­лось как реак­ция на элли­ни­за­цию евре­ев. Для того, чтобы молит­ва­ми и аске­зой под­гото­вить себя к кон­цу све­та, кото­рый, как они счи­та­ли, дол­жен вот-вот насту­пить, ессеи жили замкну­ты­ми общи­на­ми, осно­вой их жиз­ни был пер­во­быт­ный ком­му­низм мисти­че­ско­го свой­ства; в неко­то­рых точ­ках сопри­ка­сав­ший­ся с палео­хри­сти­ан­ст­вом; ессеи стро­го при­дер­жи­ва­лись мно­го­чис­лен­ных рели­ги­оз­ных пред­пи­са­ний. После вто­рой миро­вой вой­ны на запад­ном побе­ре­жье Мерт­во­го моря были най­де­ны руко­пи­си сочи­не­ний ессей­ско­го кру­га, появив­ших­ся меж­ду 200 до н. э. и 200 н. э. В них содер­жит­ся новый инте­рес­ный мате­ри­ал, касаю­щий­ся ессей­ства. Он пока­зы­ва­ет с еще боль­шей оче­вид­но­стью, что ессей­ство пред­став­ля­ет собой этап в про­цес­се воз­ник­но­ве­ния и рас­про­стра­не­нии ран­не­го хри­сти­ан­ства.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИКНЕМИДЫ • ЭСУБИИ • ДАДИКИ • ДАНАИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА