Словарь античности

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО. Уже Герак­лит счи­тал, что все чело­ве­че­ские зако­ны вос­хо­дят к еди­но­му боже­ст­вен­но­му зако­ну. У Пар­ме­нида име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние зако­на (номос) и при­ро­ды (фюсис), став­шее для софи­стов осно­во­по­ла­гаю­щим прин­ци­пом их миро­воз­зре­ния. При­ро­да (phy­sei) про­ти­во­по­став­ля­лась исто­ри­че­ски и гео­гра­фи­че­ски измен­чи­во­му, иду­ще­му с ней враз­рез пра­ву, уста­нов­ле­нию (no­mos), посту­ли­ро­ван­но­му чело­ве­ком. Из это­го уче­ния были сде­ла­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные выво­ды: как демо­кра­ти­че­ски направ­лен­ные (все люди, муж­чи­ны и жен­щи­ны, сво­бод­ные и рабы, гре­ки и вар­ва­ры, рав­ны по при­ро­де, раз­ли­чие меж­ду ними коре­нит­ся толь­ко в чело­ве­че­ских уста­нов­ле­ни­ях), так и оправ­ды­ваю­щие ари­сто­кра­тизм (меж­ду людь­ми суще­ст­ву­ет при­род­ное раз­ли­чие, ниве­ли­ру­е­мое лишь урав­ни­тель­ным пра­вом, отсюда — силь­ные не обя­за­ны при­дер­жи­вать­ся чело­ве­че­ских уста­нов­ле­ний). Пла­тон свя­зы­вал есте­ствен­ное пра­во с миром идей, тогда как пра­во, уста­нов­лен­ное людь­ми, соглас­но его уче­нию, неот­рыв­но от мира явле­ний; оно веч­но тяго­те­ет к боже­ст­вен­но­му есте­ствен­но­му пра­ву, будучи при­част­ным к нему, но нико­гда не сли­ва­ет­ся с ним пол­но­стью. Соглас­но Ари­сто­те­лю, в любой пра­во­вой систе­ме нераз­рыв­но пере­пле­та­ют­ся два нача­ла: веч­ное, при­род­ное и еди­нич­ное, исто­ри­че­ски обу­слов­лен­ное. Эпи­кур пря­мо отри­цал суще­ст­во­ва­ние есте­ствен­но­го пра­ва, утвер­ждая заод­но с Архе­ла­ем, что спра­вед­ли­вое и постыд­ное не име­ют при­род­но­го обос­но­ва­ния, а цели­ком опре­де­ля­ют­ся чело­ве­че­ски­ми уста­нов­ле­ни­я­ми. В Стое важ­ную роль игра­ло уче­ние о «непи­са­ном пра­ве», по кото­ро­му душа при­част­на боже­ст­вен­но­му разу­му, реа­ли­зо­ван­но­му в ней как врож­ден­ный мораль­ный закон, к кото­ро­му, как к некой надвре­мен­ной нор­ме, вос­хо­дит вся­кое исто­ри­че­ски воз­ни­каю­щее зако­но­да­тель­ство. Через Цице­ро­на это пред­став­ле­ние пере­шло в рим­ское пра­во («есте­ствен­но то, чему при­ро­да учит всех живот­ных»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: AESTIMATIO LITIS • АБОЛИЦИЯ • АНАТОЦИЗМ • АФФИНИТАС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА