Словарь античности

ИНСТРУМЕНТ (лат. instru­men­tum — инстру­мент, орудие). Инстру­мен­том поль­зо­ва­лись вра­чи, инже­не­ры, аст­ро­но­мы и музы­кан­ты. Начав­ше­е­ся с 4 в. до н. э. усо­вер­шен­ст­во­ва­ние до того весь­ма скуд­но­го ассор­ти­мен­та инстру­мен­та при­над­ле­жит к важ­ней­шим дости­же­ни­ям элли­ни­сти­че­ской и рим­ской точ­ной меха­ни­ки. Сюда отно­сит­ся изо­бре­те­ние бес­ко­неч­но­го и уста­но­воч­но­го вин­тов в 1 в. н. э., вин­та с гай­кой в 3 или 4 в. н. э. Были созда­ны точ­ные при­бо­ры для изме­ре­ния вре­ме­ни (часы), рас­сто­я­ния (путе­метр), веса (весы, арео­метр для изме­ре­ния плот­но­сти жид­ко­стей), направ­ле­ния (инстру­мен­ты для топо­гра­фи­че­ской съем­ки — диоп­т­ра, гно­мон и т. п.). Силь­ней­шее впе­чат­ле­ние остав­ля­ют хирур­ги­че­ские и гине­ко­ло­ги­че­ские инстру­мен­ты 1 в. н. э. (см. илл. к ст. Хирур­гия). «Пла­не­та­рии» для аст­ро­но­мии, наблюде­ний, подоб­ные образ­цу, най­ден­но­му в море близ Анти­ки­фе­ры, пора­жа­ют сво­и­ми пере­да­ча­ми с шестер­ня­ми. О созда­те­лях инстру­мен­тов извест­но мало.

См. также:
ИНСТРУМЕНТЫ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭФЕСИЯ, АПЕЛЛЯЦИЯ • ЕПИСКОПЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф Лукцея Пекулиария.
Лунский мрамор.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
2. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Диоптра.
Чертеж по Герону.
3. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальное шествие.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Париж, Лувр.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
6. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Рудокоп в забое с кайлом.
Рисунок в руднике Пентескуфия возле Коринфа.
Ок. 650—600 гг. до н. э.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Процессия плотников.
Фреска из Помпей (VI, 7, 8).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
2. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА