Словарь античности

ИНСТРУМЕНТ (лат. instru­men­tum — инстру­мент, орудие). Инстру­мен­том поль­зо­ва­лись вра­чи, инже­не­ры, аст­ро­но­мы и музы­кан­ты. Начав­ше­е­ся с 4 в. до н. э. усо­вер­шен­ст­во­ва­ние до того весь­ма скуд­но­го ассор­ти­мен­та инстру­мен­та при­над­ле­жит к важ­ней­шим дости­же­ни­ям элли­ни­сти­че­ской и рим­ской точ­ной меха­ни­ки. Сюда отно­сит­ся изо­бре­те­ние бес­ко­неч­но­го и уста­но­воч­но­го вин­тов в 1 в. н. э., вин­та с гай­кой в 3 или 4 в. н. э. Были созда­ны точ­ные при­бо­ры для изме­ре­ния вре­ме­ни (часы), рас­сто­я­ния (путе­метр), веса (весы, арео­метр для изме­ре­ния плот­но­сти жид­ко­стей), направ­ле­ния (инстру­мен­ты для топо­гра­фи­че­ской съем­ки — диоп­т­ра, гно­мон и т. п.). Силь­ней­шее впе­чат­ле­ние остав­ля­ют хирур­ги­че­ские и гине­ко­ло­ги­че­ские инстру­мен­ты 1 в. н. э. (см. илл. к ст. Хирур­гия). «Пла­не­та­рии» для аст­ро­но­мии, наблюде­ний, подоб­ные образ­цу, най­ден­но­му в море близ Анти­ки­фе­ры, пора­жа­ют сво­и­ми пере­да­ча­ми с шестер­ня­ми. О созда­те­лях инстру­мен­тов извест­но мало.

См. также:
ИНСТРУМЕНТЫ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Бихаракта • Центенарий • Придворный монетный двор • КОНТРАКТ ПРИ ПОКУПКЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф Лукцея Пекулиария.
Лунский мрамор.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
4. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Диоптра.
Чертеж по Герону.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
6. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Рудокоп в забое с кайлом.
Рисунок в руднике Пентескуфия возле Коринфа.
Ок. 650—600 гг. до н. э.
7. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Погребальное шествие.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
2. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
3. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА