Словарь античности

ИОНЯНЕ (ионий­цы), одна из трех глав­ных гре­че­ских пле­мен­ных групп, наи­бо­лее одно­род­ная в терри­то­ри­аль­ном, язы­ко­вом и куль­тур­ном отно­ше­нии. Ионяне, как счи­та­лось, пер­вы­ми пере­се­ли­лись в Гре­цию (Атти­ку, Эвбею, Фокею, Милет). Ко вре­ме­ни раз­ло­же­ния родо­во­го строя ионяне дели­лись на фра­трии, пред­став­ляв­шие собой соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и воен­ные сооб­ще­ства, воз­глав­ля­е­мые ста­рей­ши­на­ми (воен­ная демо­кра­тия). Во вре­мя и после втор­же­ния дорий­цев часть ионян оста­лась на мате­ри­ке, а дру­гая пере­се­ли­лась на ост­ро­ва в сред­ней части Эгей­ско­го моря и на запад­ное побе­ре­жье Малой Азии. Там ионяне, сохра­няя тес­ные эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные свя­зи, объ­еди­ни­лись в поли­ти­че­ский союз 12 горо­дов. Общим празд­ни­ком сою­за был справ­ляв­ший­ся в Пани­о­нии на мысе Мика­ле празд­ник в честь Посей­до­на — Гели­ко­ния. Этот союз, куда вхо­ди­ли Хиос, Эфес, Самос, Милет, При­е­на и дру­гие, обя­зан­ный сво­им воз­ник­но­ве­ни­ем поли­ти­че­ским и сакраль­ным моти­вам, дока­зал свою жиз­не­спо­соб­ность в 6 в. до н. э., когда ионян ста­ли тес­нить лидий­цы и пер­сы. Бла­го­да­ря выгод­но­му поло­же­нию на пере­крест­ке двух глав­ных тор­го­вых путей (с севе­ра на юг и с запа­да на восток) ионий­ские горо­да дости­га­ют эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го рас­цве­та, осо­бен­но в 7 и 6 вв. до н. э. (раз­ви­тие реме­сел и тор­гов­ли, кон­так­ты с восточ­ной куль­ту­рой: пись­мен­ность, лите­ра­ту­ра, фило­со­фия, гео­мет­рия, кален­дарь, меры и веса, жерт­во­при­но­ше­ния). Подъ­ем про­из­во­ди­тель­ных сил при­вел к рас­цве­ту сво­бод­но­го, откры­то­го миру обра­за жиз­ни и к созда­нию демо­кра­ти­че­ских кон­сти­ту­ций. Ионий­ские горо­да вско­ре ста­ли цен­тром эко­но­ми­че­ской и куль­тур­ной жиз­ни гре­ков, а так­же посред­ни­ка­ми в рас­про­стра­не­нии куль­тур­но­го вли­я­ния Восто­ка на Гре­цию. Во мно­гих ионий­ских поли­сах в 6 в. до н. э. демо­кра­ти­че­ское устрой­ство вслед­ст­вие частых внут­рен­них кон­флик­тов и посто­ян­ной угро­зы извне пре­вра­ти­лось в тира­нию. В сер. 6 в. до н. э. ионяне были постав­ле­ны под кон­троль царей Лидии, но в зна­чи­тель­ной мере сохра­ни­ли свою авто­но­мию. Во 2-й поло­вине 6 в. до н. э. были под­чи­не­ны пер­сам. В 500 до н. э. под­ня­ли вос­ста­ние про­тив пер­сид­ско­го гос­под­ства, кото­рое было жесто­ко подав­ле­но; оно послу­жи­ло нача­лом гре­ко-пер­сид­ских войн. В доклас­си­че­скую эпо­ху ионяне игра­ли про­грес­сив­ную роль в эко­но­ми­ке и поли­ти­ке Гре­ции; они счи­та­лись основ­ны­ми носи­те­ля­ми гре­че­ской куль­ту­ры.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИКНЕМИДЫ • ЭСУБИИ • ДАНДАРИИ, ДАНДАРИЙЦЫ • ЭРЕМБЫ, ЕРЕМБЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА